









































































С именем крупнейшего древнегреческого мыслителя Аристотеля (384—322 г. до н. э.) связаны опыты по созданию систематики живой природы, попытки перехода о конкретных знаний к обобщениям.
В течение многих столетий труды Аристотеля служил источником сведений о живых существах. В его работах «De animalibus», «De partibus animalium», «De generatione animalium» и др. открывается глубина философской мысли.
Человек у Аристотеля существо материальное, телесное, однако душой обладает только господин. Окружающий человека мир представляет собой объективную реальность. Материальность и вещность объектов не одно и то же: вещность связана с формой, субстратом формы является материя как вечное качество, лишенное какой-либо определенности. Разобщение материи и формы не кажется Аристотелю абсурдным. Так он колеблется между материализмом и идеализмом, причем последний чаще берет верх. Но в его мировоззрении явно пробивалась «Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания».
Для творчества Аристотеля характерно освоение огромного эмпирического материала и накопление собственных данных по анатомии и зоологии. Богатая эрудиция помогла ему стать творцом первой системы знаний, пока еще натурфилософской по своему существу.
Его классификация, в которой весь животный мир разделен на животных с кровью и бескровных, сохранилась с незначительными изменениями вплоть до Линнея (животные белокровные и краснокровные).
Аристотель был не только практическим биологом и классификатором, но и биологом-мыслителем, который пытался найти объективные закономерности. Он не был эволюционистом, но уже писал о лестнице живых существ (scala naturae), тянущейся от растений через низших из известных ему животных (морские губки) к высшим животным.
Аристотель предложил название «орган» — дословно орудие, в определении которого сказалась дуалистическая сущность его мировоззрения. Живые существа —это «somata fisica organika», или в переводе на латинский язык — corpora organisata. Так обозначались организмы в течение всего средневековья вплоть до нового времени.
В каждом органе Аристотель различает массу (materia), форму (morphe), деятельность (kinesis) и назначение (telos). Этим подразделением Аристотель доказывает свою приверженность идеям Платона — его учителя. Согласно Аристотелю, все живые существа принципиально отличаются от неживых предметов. Основным для развития живых существ оказывается сила самоусовершенствования — entelechia. Руководящим фактором, приводящим в движение тело, является «душа». Она может иметь различные ступени: у растений она питательная, у животных душа, кроме того, чувствительная, а у человека — мыслящая. Эту концепцию Аристотеля разделяли все средневековые авторы, и в мало измененном виде она выступает и позднее, например, у Декарта, который душу, локализующуюся якобы в эпифизе, поставил над головным мозгом, над нервной системой, выполняющей, по автору, функции орудия души.
Аристотель — одухотворенный искатель, собиравший новые факты. Природа в его обобщениях представляется в движении, начавшемся, правда, по мановению волшебства (бога) в результате толчка. Главные труды Аристотеля «История животных» и «О частях животных» содержат описание около 500 видов животных, сгруппированных в соответствии с их строением. Организацию тела животных и человека автор изображает телеологически: каждый орган создан для определенной цели. Соединение органов в гармоничное сложное единство произведено высшей силой — «энтелехией».
Аристотель-философ в значительной мере уступал Аристотелю-биологу, оставившему в наследство 4 больших и 11 малых сочинений по различным проблемам биологии. Благодаря его трудам естественные науки, в частности, зоология и анатомия, получили надежную основу. Многих животных он изучил сам, используя метод препарирования. Рождение сравнительного метода в анатомии — бесспорная заслуга Аристотеля.