









































































Во II веке до н. э. центр философской мысли переместился из Греции в Рим. Естественно, что влияние передовых греческих философов не сохранилось. Множество философских школ обсуждали вопросы этики, астрологии, эклектически смешивая различные доктрины. Взгляды этих школ все больше склонялись к мистицизму. Утверждение христианства в качестве официальной религии Древнего Рима повлекло за собой закрытие философских школ.
В истории античной медицины выдающуюся роль сыграла александрийская школа врачей, основанная в городе Александрии, врачом Герофилом (род. в 300 г. до н.э.). Его заслуги в развитии анатомических знаний ставят его в разряд классиков анатомии. Вполне возможно, что именно он является предтечей знаменитого Андрея Везалия в точном описании нервов, артерий и вен, печени, глаза, органов дыхания, выделения и размножения. Его исследования были продолжены другим врачом-анатомом Эразистратом (ум. в 240 г. до н. э.).
Из александрийской школы впоследствии выделилась дочерняя школа «эмпириков», представители которой абсолютизировали конкретное знание, отказываясь от каких-либо теоретических объяснений и выводов. Возможно, что причиной размежевания врачей и философов на данном этапе послужили глубокие расхождения во взглядах на живую природу, противоборство многочисленных философских течений.
Во всяком случае начало отчуждению медицины от философии было положено, и знаменитый Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 201 гг. н. э.), поднявшийся на вершину медицинского Олимпа во времена Древнего Рима, не был вовлечен ни в одну из враждовавших тогда философских школ. Естественно, что он не мог остаться вне всяких влияний философских доктрин, и телеологическое понимание организации тела человека отражает в его творчестве восхваление творческого начала природы, его креаторную роль. Он оставил более 100 работ по чисто философским вопросам и искал в философии средство открыть намерения бога. Для Галена человек — совершенное произведение искусства, и автор этого произведения — бог.
Клавдия Галена мы вправе называть выдающимся врачом, крупным физиологом, великим анатомом. Трудно найти такую область знаний в русле этих наук, которая бы оказалась вне сферы внимания Галена. Удивляться приходится и тому, когда он успевал писать свои труды. Известно, что общее число его сочинений достигает 250. Они включали не только информацию, почерпнутую из рукописей предшественников Галена, которые он усердно читал, но и собственные материалы, добытые в процессе личных исследований, в том числе анатомических.
Вершиной достижений анатомии во время господства Древнеримской империи безусловно следует считать труды Галена. Этому ученому принадлежит заслуга почти энциклопедического изложения научных данных по анатомии, физиологии, медицине, накопленных к тому времени. Эрудиция Галена вызывает почтительное удивление. Казалось, не существовало ни одной рукописи, относившейся к медицине, которая оставалась бы неизвестной этому широко образованному врачу. Философская вооруженность Галена не вызывает никаких сомнений. Но не меньший интерес представляли для него вопросы естественно-научного знания. Причинную связь явлений он понимает механистически, а движение рассматривает в пределах отведенного живому круга. Наследие античной диалектики не воодушевляет Галена, неудивительно поэтому, что его медицинские доктрины несут на себе печать известной метафизической ограниченности.
Анатомия у Галена призвана ответить на вопрос: что это такое? Для этого надо рассмотреть орган, определить, как он построен. Именно анатомические данные позволяют оценить самую вещность объекта, его материальный субстрат. Но то, что определено, требует названия. Так появляются анатомические термины и попытки систематизации фактов.
С точки зрения современной науки, в физиологических представлениях Галена много наивного. Но для II века н. э. эти представления — высшая точка умозрительных рассуждений, выстраданная попытка решить логическим путем ряд сложных вопросов. Натурфилософский характер анатомо-физиологических работ Галена не оставляет сомнений.
Как анатом Гален внес много нового в науку: он привел в систему накопленные знания, сделал попытку раскрыть функциональное назначение каждого органа, объяснить особенности строения. Однако допущенные им ошибки в описательной анатомии, телеологическая оценка наблюдаемых фактов, искаженные представления о функциях органов предопределили неизбежность крушения всей системы его анатомо-физиологических знаний при первой же объективной проверке.
К такому исходу неминуемо вела противоречивость его философских взглядов. Клавдий Гален был, вероятно, последним из могикан славной плеяды медицинских светил древнегреческой и древнеримской школ.
Он еще не порывал органических связей с анатомией, он искал ответа на поставленные им вопросы, но вокруг него уже утверждалась рутина, дни великого Рима были сочтены. Врачебное искусство стало достоянием лекарских каст. Угасал интерес к теории. Медицина пришла в состояние застоя. Касты монополизировали свои принципы лечения. Так, пэониды (последователи врача Пэона) культивировали псевдонародные средства лечения, якобы указанных самим богом Эскулапом. В их распоряжении были специальные храмы для больных— пэонии. Такие же лечебницы создавали асклепиады, почитавшие своего первоапостола Асклепия. С ними конкурировали хирониды (потомки врача Хирони) и другие касты. Культ Эскулапа проник даже в средние века.