









































































Анатомия стала наукой в результате накопления фактов и их осмысливания. Период накопления фактов был долгим. Осознание человеком самого себя сопровождалось выделением органов и областей тела. Появление народных врачевателей на стадии первобытной общины — знахарей, шаманов, жрецов —означало переход к первично дифференцированным знаниям. В поколениях знахарей происходило накопление сведений о строении организма человека. Эти сведения первоначально передавались из уст в уста в процессе «лекарской» практики.
С открытием письменности консолидация и передача знаний ускорились, все большее число людей становились причастными к накоплению и использованию анатомических фактов. Вполне закономерно рождались письменные хранилища сведений по анатомии тела человека и медицине. Таковы рукописные книги Древней Индии «Аюрведа». Таковы манускрипты Древнего Египта, где особенно культивировалось искусство бальзамирования умерших. Этот отрезок истории можно обозначить как период донаучной анатомии.
Как видно, история накопления анатомических знаний ведет свое начало с весьма древних времен. Установлено, что уже тогда производились хирургические операции, подчас весьма сложные, например трепанация черепа. Без некоторой, эмпирически добытой суммы сведений по анатомии выполнение таких операций было бы немыслимо. Элементарных знаний анатомии требовала одна из древнейших отраслей медицины — родовспоможение.
История анатомии — ключ к истории медицины. Без становления анатомии не могла возникнуть и успешно развиваться научная медицина. В свою очередь в прогрессе научной анатомии должна быть выделена роль исторических связей анатомии с философией. Эти связи определились на заре древнегреческой культуры, расцвету которой способствовали философы-материалисты Гераклит, Демокрит, Анаксагор. Великий врач Древней Греции Гиппократ был учеником Гераклита. Его заслуги во всех областях медицины, его новаторство в лечебной практике остались навечно в истории. В трудах Гиппократа анатомия и медицина неразделимы, обе они строятся на основе эмпирии.
Вместе с тем конкретные знания анатомии, физиологии и болезней человека не суммируются механически, а объединяются в комплексе суждений о человеке. Ему отводится особое место в окружающем мире. Так, понимание философами творческой энергии, обращенной на человека, совпадает с пониманием целостности его организма в представлении анатомов и врачей Древней Греции.
Учение о четырех стихиях — краеугольный камень материалистической философии древности — переносится из философии в медицину. Взаимное влияние философии и медицины, зародившееся на плодородной почве Древней Эллады, сохранилось на протяжении последующих этапов истории. Однако из-за незрелости философских течений того времени, их эклектичности, в медицине находили пристанище натурфилософия и возведенный до абсурда рационализм.
В основе творческих посылок исследователей всегда были требования, выдвигаемые человеческой практикой. Применительно к анатомии человека необходимо выделить период стихийного накопления знаний, когда фактический материал входит в сознание человека, оставаясь не свободным от незрелых, мифических представлений.
В период развития рабовладельческих государств общий подъем древнегреческой культуры потребовал систематизации, упорядочивания накопленных фактов. С одной стороны, эта потребность диктовалась нуждами медицинской практики. И место Гиппократа (460—377 г. до н. э.), возглавившего данное направление в первичной науке, определено справедливо и прочно.