








































































На Кавказе всегда умели делать ковры. Во многих регионах, как Закавказья, так и Северного Кавказа, от предгорий до живописных долин можно было встретить самые прекрасные образцы с яркими орнаментами.
Так, Азербайджан издавна славился прекрасными тонкими ворсовыми коврами с изысканным мелким узором, близким лучшим иранским образцам. Красивы небольшие молитвенные коврики «намазлыки».
Безворсовые азербайджанские ковры типа «зили», обычно имеющие характерное сочетание красных и синих цветов, имеют иногда очень интересный орнамент с включением геометризованных стилизованных изображений животных и птиц. Ковры типа «зили» гладкие с обеих сторон, техника ткачества их комбинированная (в процессе тканья образуется полукосичка).
Большое распространение на Кавказе имеют «сумахи» — ковры, безворсовые на лицевой стороне, с изнанки имеющие довольно длинные нити. Цветовое сочетание красного с синим подчеркивает строгость орнаментальной композиции. Очень характерная для дагестанских «давагинов» (безворсовых ковров) центрическая композиция имеет в середине своеобразный стилизованный узор из нескольких птичьих голов, симметрично расходящихся во все стороны от центральной розетки. Он называется у мастериц «многошеий дом». Такой узор, очевидно, символизировал собой семейное гнездо и являлся оберегом в народном представлении.
Интересны дагестанские табасаранские ворсовые ковры, называвшиеся «джакул». «Джакул» означает «кукла», и, действительно, орнаментальная композиция напоминает человеческую фигуру, сильно стилизованную. Часто ковровый орнамент связан с древними верованиями народов, идет из глубины веков.
Интересны ворсовые и безворсовые армянские ковры со строгим геометризованным орнаментом. Особенно интересны большие ковры «карпеты», выполненные в так называемой килимной технике, при которой нить утка определенного цвета переплетается с основой в границах рисунка, оставляя прорези в стыке разных цветов. В «карпетах», как правило, центрального поля нет, узор состоит из крупных медальонов.
Производство ковров, Армения. источник фото
Чрезвычайно разнообразны мелкие ковровые изделия — мешочки для соли «агаманы», большие мешки «мафрачи», торбы и т. д. Сочетание белого, синего и красного в равных пропорциях делает их нарядными и яркими, богатство орнаментальных композиций говорит о неисчерпаемости народной фантазии.