Ковроделие - это искусство, распространенное у многих народов Востока с незапамятных времен. Еще венецианский путешественник XIII-XIV веков Марко Поло писал, что туркмены делают «самые тонкие и красивые на свете ковры».
Туркменские ковры действительно отличаются высокими художественными качествами строгим ритмическим узором, богатством оттенков красного цвета. До середины XIX века их делали из нитей, окрашенных растительными красителями. Время придало им серебристый отблеск, так называемую «побежалость», которая очень ценится в старых туркменских коврах.
По орнаментальным многоугольным розеткам «гелям» ковры можно разделить на салорские, текинские, иомудские. По видам это большие настенные и напольные ковры, завесы на дверь юрты «энси», коврики для завешивания порога «гермеч», П-образпые коврики «капунуки» для обрамления входа в юрту, «халыки» и «асмалдуки» для верблюдов, ковровые полосы для стягивания остова юрты, торбы.
Вырабатылись ковры ручным способом. Количество узлов в отдельных туркменских коврах достигает 900 000 на один квадратный метр. Художественные качества ковра определяются его плотностью (количеством узелков), красотой тонов шерсти, тонкостью цветовых сочетаний, строгостью и гармонией орнамента.
Ковровое ткачество было распространено также у казахов и кыргызов. Наиболее характерны для этих народов ковровые изделия из валяного войлока.
*Кыргызские и казахские циновки из растения чий
Эффектны и валяные кошмы ярких цветовых сочетаний, рисунок в них не имеет точно очерченной границы и привлекает своей простотой и безыскусностью. Для их изготовления на циновке раскладывали шерсть (несколько одноцветных слоев), затем цветную шерсть накладывали узором (для этого обычно приглашали самую старую, опытную мастерицу), сбрызгивали горячей водой, закручивали в валик и раскатывали. Такие войлоки называются в Казахстане текеметами.
Интересны кыргызские и казахские циновки из растения чий (вид тростника), оплетенного цветной шерстью, предназначенные для убранства юрты. Они разнообразны по композициям орнамента, звучны по колориту, нарядны. Каждый стебель чия мастерица оплетала цветной шерстяной нитью, сделав предварительно разметку рисунка. Соединенные другими нитями между собой, стебли образовывали задуманный узор. При этом стебли чия были как бы основой, а шерстяные соединения нити - утком.
Народное искусство при всей традиционности, как правило, не имело трафаретов и отличалось свободой выражения, безграничной фантазией в компоновке орнаментов, что придало ему непреходящую ценность.
Автор - О.В. Румянцева.