








































































Бештау – это вершина, которая просматривается практически со всех точек Пятигорья. Кажется, что до горы – рукой подать. Но тут уместно вспомнить, как Фёдор Петрович Гааз, известный доктор 19 столетия, в своих записках отмечал: «Я с легкостью поверил рассказу о том, что некий новичок за пределами Георгиевска направился к расположенной в тридцати верстах Бештау, утверждая, что до неё рукой подать. Вопрос о том, взял ли он с собой сменных лошадей, ему явно не понравился. Бедняге стоило больших трудов вернуться в город, убедившись, что, чем ближе подходил он к горе, тем больше она от него отдалялась…»
Бештау.Художник Х.-Г. Гейслер, 1793 год
Пятиглавый великан открывается взору сразу, как только ваш самолет начинает снижаться, чтобы приземлиться в аэропорту Минеральных вод. Горы вырастают словно грибы: вы увидите Змейку, обшарпанную, из-за чрезмерной жадности человека (здесь добывали камень), но при этом не ставшую менее величественной. Покажутся, словно рассыпанные по равнине каким-то небесным сеятелем, Верблюд, Развалка (она же Спящий лев), Железная, Кинжал и Машук .
Но, вне всякого сомнения, всё внимание, пока самолёт будет снижаться, будет приковано именно к Бештау. Наверняка, вам захочется покорить эту гору. Но не верьте экскурсоводам и джиперам, сулящим, что они отвезут вас прямо на вершину. Это просто невозможно.
Корреспонденты MAXANTO лично убедились в том, что никакой транспорт не поднимается выше, чем окружная дорога вокруг горы.
Сегодня мы расскажем о дороге к седловине, где вы уже самостоятельно примете решение о том, куда ступать дальше. Высота главной вершины – Большого Тау, составляет 1400 метров над уровнем моря. Это достаточно высоко, здесь уже начинаются сильные ветра, хотя для альпинистов покорение таких гор не считается чем-то особенным.
При желании, добраться и покорить Бештау может каждый. Наиболее простой подъем со стороны Железноводска, в который можно попасть только автомобильным транспортом.
Когда-то в городе действовала железнодорожная ветка, ныне заброшенная (или законсервированная). Именно от вокзала и начинается подъем наверх, который займет у вас не менее трех часов.
Если вы прибыли в город на маршрутке, попросите остановить вас у центрального входа в Курортный парк. Прямо перед собой вы увидите зеленую "шапку" горы Железной, а развернувшись на 180 градусов - пытающийся обнять город остроконечный Бештау.
Перейдите на другую сторону улицы и начинайте продвижение к вокзалу. Перейдите через железнодорожные пути и решите для себя: хотите ли вы прогуляться по буково-грабовому лесу и посмотреть на законсервированные входы в шахты урановых рудников, иногда встречающихся на пути, или ваша цель – быстрее подняться к седловине.
Если вы не прочь сделать небольшой крюк, после перехода железнодорожного полотна сверните немного вправо и сразу же вступайте в раскинувшийся перед вами лесной массив.
На первый взгляд, здесь нет ничего необычного: овраги и поляны, дельты небольших горных речушек и медленный, почти незаметный подъем наверх. По пути, скорее всего, в течение часа вы не встретите ни одного человека. Но на самом деле вы в горах. Просто, наберитесь терпения и смотрите вовсю: под ноги, наверх и по сторонам.
Во-первых, под ногами растут непонятные ягоды оранжевого цвета. Есть мы их не стали, но сфотографировали. Одно такое растение напомнило нам циркового клоуна с красным носом.
Во-вторых, слушайте, как трещат деревья, почти демонически. Здесь смешанный, буково-грабовый лес. Встречаются и орехи, похожие на грецкие, но с более толстой скорлупой, которую пробить камнем практически невозможно. По нашим справкам это, вероятно, «орех черный».
В-третьих, через час вашего путешествия вы увидите заброшенный в лесу домик, на небольшой не очень-то и огороженной территории ходят спущенные собаки. Кто там живет и почему для нас так и осталось загадкой.
Через час пути вы, наконец, достигнете кольцевой дороги вокруг Бештау. Здесь вам встретятся первые люди, как правило, отдыхающие из санаториев Железноводска. Окружная дорога – достаточно длинна, и если вы захотите пройти пешком вокруг горы, лучше это сделать в другой раз. Как-никак, а почти 13,5 километров отнимут ваши силы для дальнейшего подъема. Пройдя по окружной дороге влево минут двадцать, вы увидите тропу, уходящую наверх. Вам туда.
Но и сейчас еще сохранится впечатление, что вы просто в лесу. Никаких скальных пород, просто – парк с огромными деревьями. Наберитесь терпения: еще каких-то пару часов, и вы на седловине.
Вскоре начнут встречаться поваленные деревья, вместо земли пойдет каменная крошка, скользкая и потому несколько опасная. Подъем не очень крут, но для неподготовленного человека достаточно выматывает.
Наконец сквозь заросли деревьев просматривается солнце. Странное ощущение: всё-таки ты в горах!
Открывающаяся взору картина завораживает. Впереди – узкая полоска перешейка между двумя вершинами, тропы с подъемом наверх. Ветер, словно рукой, колышет травы.
На Малом Тау застывшие в неподвижности обломки скал от былых камнепадов. И повсюду – зелень. Море зелени. На горизонте – долина, по которой раскиданы горы-лакколиты.
Но путь еще не закончен. Время выбирать, куда двигаться. Скорее всего, вы предпочтете главную вершину, на пятачке которой стоит небольшое здание метеостанции. Туда двигается большая часть покорителей Бештау.
Подъем кажется снова пологим, но это обманчиво. Камни осыпаются под ногами, нещадно светит солнце, и требуется еще около получаса, чтобы сказать: "Я добрался".
Позже вы можете спуститься к Пятигорску (говорят, самый сложный спуск и подъем), к Лермонтову, к станции Бештау. Мы же направились уже проторенной дорогой вниз с надеждой успеть до захода солнца прогуляться по курортному парку Железноводска.