Продолжаем тему публикации, которая освещалась в предыдущей статье – «Слоны: древние и сюрреалистичныe»
В прошлый раз точка была поставлена на времени, которое принято называть средневековьем. Сегодня MAXANTO предлагает двинуться дальше.
Итак, скульптурные изображения слонов появляются у некоторых церквей с романской архитектурой по всей Европе, но, в большей степени, во Франции и в Испании.
Во время Ренессанса, одним из самых востребованных художников был Рафаэль. При этом, политику определяла церковь, главой которой был Римский Папа Лев X (в миру Джованни Медичи). Рафаэль, работая в Риме, запечатлел Папу и его слона, который был подарен понтифику королем Португалии Мануэлем I Счастливым (из Ависской династии).
Шедевром Ренессанса считается и Священный лес (или Сад чудовищ) в Италии, в Бомарцо. В этом парковом ансамбле можно встретить и скульптуру боевого слона, который поддерживает своим хоботом бездыханного римского легионера.
Боевого слона изобразил и великий мистификатор Иероним Босх – все картины знаменитого нидерландского художника полны загадок, и эта – не исключение. Полотно является «утраченным» и судить о нем мы можем лишь благодаря земляку Босха и его «брату» по Братству Богородицы – художнику Аларту дю Хамеелу (Хамелю). Картина - более чем сюрреалистичная. Впрочем, именно в этом - Босх...
Двигаемся дальше!
В 1629 году в Голландию, по велению принца Оранского, в Европу прибыл слон из Шри-Ланки. Если быть честным, то это была слониха, и звали ее Ханскен, которая стала самым известным слоном семнадцатого века. В Амстердаме впервые она появилась летом 1633 года. Ее приезд не остался незамеченным. Слон стал главной достопримечательностью города.
Вплоть до ее смерти во Флоренции (в 1655 году), слониха продолжала поражать публику своими цирковыми трюками, включая фехтование мечом и стрельбу из пистолета.
На ее представления ходили все: короли и студенты, ученые и проповедники, путешественники и простые горожане. Среди поклонников Ханскена были художники Рембрандт и Стефано делла Белла. Ниже вы можете видеть зарисовки Рембрандта.
На картине (датированной 1797 годом) итальянского художника Джованни Доменико Тьеполо видим слона, дающего представление в месте с Пульчинелли (знаменитая итальянская маска).
Смотрите также: Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах
Но, пожалуй, оставим на время уличные и цирковые представления, и вернемся во времена стиля Барокко.
Итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини в 1667 году для по заказу римского папы Александра VII делает скульптуру Слона, которую можно лицезреть и по сей день на площади пьяцца-делла-Минерва в Риме. Считается, что источником вдохновения служила древнеегипетская скульптура слона, именно поэтому слон концептуально соединен с обелиском (такой стоял в храме Исиды) и был найден в доминиканском монастыре.
Для Папы было создано несколько эскизов с разными животными, но Александр VII выбрал слона, олицетворяющего божественную мудрость…
Читайте также: Первосвященники фиванского храма Амона
Спустя некоторое время, идея Бернини была подхвачена (и повторена) сицилийским архитектором Джованни Баттиста Ваккарини, который построил «Фонтан «Слон» на площади Дуома в Катании.
История гласит, что во время реконструкции города после разрушительного землетрясения 1693 года, Ваккарини нашел и обелиск, и слона, которые, по одной из легенд, были доставлены в Катанию еще во времена крестовых походов.
В своем творчестве обращался к слонам и ставший культовым художником Франсиско Гойя. На этом рисунке 1820 года – слон грозен как никогда. Название полотна можно перевести как «безрассудство» или «глупость» или даже «безумие» «животных».
К 19 веку символы постепенно стали терять свою силу, мир становился все более материальным. Люди перестали видеть в слонах образ силы, целомудрия и всех других атрибутов, которыми он был наделен на протяжении многих веков.
Слон становится предметом биологического и даже просто формального исследования. Так, Эдвард Мейбридж, например, проводил съемку слона, сделав целую серию из многочисленных "chronophotographs" в 1884 году для того, чтобы иметь возможность изучить походку гиганта.
В конце 19 – начале 20 века в моду входит стиль, который получил название «ар-нуво», то есть новое искусство, разновидностью которого является «ар-деко».
В руках выдающегося французского мастера-ювелира Рене Лалика любые фигуры приобретали свойства живых, недаром его называли создателем многих новинок в деле стеклолитейного дела. Ниже – прозрачный слон Лалика.
Нельзя не отметить и другого представителя поколения ар-нуво (которое сегодня чаще именуют «модерном») – Рембрандта Бугатти. Он умер в 31 год, но при этом успел оставить богатое наследие, частью которого являются бронзовые слоны. Будучи скульптуром-анималистом, его работы, спустя более чем 90 лет, оцениваются в целое состояние. Стоимость скульптур достигает нескольких миллионов долларов.
Со временем искусство пошло по пути «упрощения». Так появились замысловатые концептуальные скульптуры.
Одним из «отцов» кинетических фигур называют американца Александра Колдера, который много работал с проволокой. Его творчество и сегодня выглядит авангардно. Слоны Кодлера были созданы в 20-е годы прошлого века.
В 1941 году студия Уолта Диснея выпускает мультфильм про маленького слоненка Дамбо. Наверное, впервые тяжелое и неуклюжее по животное, становится грациозным. Как бабочка...
Ниже - эскизы. Так создавалась легенда!
Сальвадор Дали пошел еще дальше. Великий мастер сюрреализма скрестил слона с пауком. Тонкие ноги насекомого - как символ неустойчивости внешнего мира.
Немного нарушим нашу хронографию и сразу же перенесемся в 2004 год. Еще немного сюрреализма! Смотрите видео: слон-атлет, слон-акробат. Прыжки слона на трамплине!
Еще видео в тему:
В последнее время художники, графики и дизайнеры создали десятки образов сюрреалистических слонов. В них, как сказал бы Фрейд, есть что-то от бессознательного...
Нельзя обойти стороной и серию фотографий со слонами, которые не вызывают ничего, кроме чувства умиления.
Или снимки Грегори Кольбера, выполненные в цвете сепия, которые показывают нам, как тесно связан человек с животным миром.
Если попытаться подытожить все вышесказанное, то получается, что древнее и современное искусство нельзя себе помыслить без образа слонов. Даже в наше время это животное продолжает очаровывать людей. Иначе как объяснить то, что его стилизованная фигура была выбрана десятками брендов?
Слоны становились ключевыми фигурами различных современных инсталляций. Например, Кит Харинг, известный американский скульптор, около двадцати пяти лет назад представил слона, который украшен различными символами.
Похожий слон получился и у Бэнкси.
Привлечь внимание к здоровью животных решила индийский скульптор Бхарти Кхер, показав слона, подломившего ногу.
И, конечно, как напоминание о суровости слонов – творение Маурицио Кателлана, в котором сквозит намёк на маски палачей.
Но наша самая любимая работа - скульптура перевернутого слона Даниэля Фирмана, о которой мы еще расскажем отдельно. На фотографии - экспозиция во дворце Фонтебло.
Слон, как арт объект, заставляет нас задуматься об истории, природе, мире в котором мы живем, может быть, даже улыбнуться и повернуть наши мысли в сторону детства.
источник вдохновения - didatticarte.it