









































































ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ
Неподалеку от улицы с загадочным названием - Закгейма, что в районе Красного Перекопа Ярославля, повсюду - одно и двухэтажные домишки барачного типа. Их строили давно. Какие-то еще в царские годы, кое-что при Ленине, но, по большей части - во времена вождя народов. Улицы достаточно пустынны. И, если не верите на слово - посмотрите на фотографии с нашей "Прогулки по Красному Перекопу".
С одного из дворовых футбольных полей ребята бегают купаться прямо в пруд - и это в черте города! Сквозь деревья виднеется остроконечный шпиль. Это Петропавловская церковь. Теска петербургской. Но, как оказалось, не уступающая по красоте. Быть может, даже превосходящая ее по оригинальности.
Откуда в городе с традиционной русско-византийской традицией возведения храмов такая церковь западного образца? Чтобы узнать это, придется ненадолго окунуться в историю.
История мануфактуры Затрапезновых и Петропавловского парка, Ярославль
Сам храм дал название целому парку – это в советские годы он именовался «парком 16-го съезда», но до революции и в наше время на карте города – Петропавловский парк.
Церковь Петра и Павла была построена в 1741 году, купцами-промышленниками братьями Затрапезновыми. Так, примерно за двадцать лет до этого, на юго-западе Ярославля была создана первая в России полотняная мануфактура. Петр I, великий преобразователь, довольно часто раздавал земли сметливым людям, которые были способны создавать в империи различные производства, превращая державу в промышленное государство. Так оружейники Демидовы получили в своё владение «Каменный пояс» (Урал) а купец ярославской гостиной сотни Иван Максимович Затрапезнов – территории в средней полосе России. Для того, чтобы дело спорилось, Петром Первым было разрешено Затрапезнову проводить набор в стране и за рубежом мастеровых людей.
Как итог – Ярославль на некоторое время стал центром по производству не только разных тканей, но и полотенец и скатертей. Помимо выпуска дорогой ткани и изделий из нее, которые поставлялись ко двору и иностранные государства, на мануфактуре Затрапезновых производилось и дешевое полотно, которое было популярно у горожан и жителей окрестных деревень.
Интересно: из сероватой с синими полосками ткани шили тюфяки и домашнюю одежду. Эти «обрезы» получили название по фамилии промышленника и стали именоваться «затрапезой». Считается, что к этому времени можно отнести возникновение такого выражения, как «затрапезный вид».
Когда строили мануфактуру, в долине притока Которосли - Кавардаковского (или Зеленцовского) ручья рабочие вырыли пруды, на которых были поставлены мельницы. Несколько позже в этих окрестностях был разбит регулярный парк. На его территории находилась усадьба приказчика, а также рабочие бараки и заводская контора. Территория парка пересекалась аккуратными дорожками, вдоль которых были сооружены скульптуры и фонтаны, а в самом центре – изящный павильон.
История Петропавловской церкви (храма Петра и Павла), Ярославль
Регулярный парк начали разбивать еще в 1722 году, и к 1731 году он его ансамбль вполне сложился. Но Затрапезновы решили возвести на месте старой деревянной часовни большой каменный храм.
Постройка грандиозного сооружения продлилась 6 лет. За основу, как мы уже писали, был взят знаменитый Петропавловский собор из тогдашней столицы. Было принято решение ориентироваться также на его пропорции и декор. Так в Ярославле появилась церковь, чей стиль позднее назовут «петровским барокко». Таких построек не было не только в городе, но и на всей верхней Волге.
Иван Затрапезнов не увидел построенного храма. Он был похоронен за год до открытия церкви, под папертью, в купеческой усыпальнице.
Как это случается, знаменитые рода «худеют», как было принято говорить. Так произошло и с семьей Затрапезновых. В 1764 году мануфактура была куплена Саввой Яковлевым (Собакиным), который, кстати, приобрел и главный исторический уральский завод (Невьянский) уже упоминавшихся в этой статье Демидовых.
Спустя почти 100 лет после постройки храма, в 1835 году, в нижнем этаже по обеим сторонам от алтаря были обустроены Покровский и Саввинский приделы. А в 1880 году стены были расписаны под мрамор. В 1839 году, после прошедшей по городу сильной бури, повредившей множество построек, была переделана крыша-шпиль.
XX век
В начале 20 столетия при храме обустроили больницу, богадельню, школу и благотворительную организацию - приходное попечительство.
Однако после повсеместного закрытия храмов во время антицерковной кампании в Советском Союзе, в 1929 году была заколочена и Петропавловская церковь.
Здание церкви в разное время использовалось в качестве пионерского клуба, в котором дети обучались сапожному и швейному ремеслу. Позже, второй этаж храма стал кинотеатром – именно в это время оконные проемы были заложены кирпичом. Во время второй мировой войны в здании храма квартировал состав зенитной батареи, расположенной неподалеку. 1944-1947 гг. в церкви проживали пленные немцы, которые работали на фабрике.
В послевоенное время окрестности вокруг храма были переименованы в «Парк культуры и отдыха имени XVI партийного съезда».
При Брежневе, с 1965 года, в церкви был клуб «Юность» использовавшийся, в том числе, для проведения танцев. В более поздние годы здесь располагались кафе, биржа и спортивный зал зенитно-ракетного института.
При Алексии II, в 1997 году, храм был возвращен Русской православной Церкви. Первые службы прошли уже в 1999 году. В новом тысячелетии реставраторами и строителями был выпрямлен шпиль церковной колокольни.
Здание церкви поражает и сегодня, спустя более чем 250 лет после постройки, несмотря на то, что в первоначальный проект время внесло значительные переделки. Он стоит на возвышенности. Его размеры внушительны - 48 на 12 м. Окна располагаются в три яруса. Сегодня невозможно увидеть исторические наружные широкие лестницы, выводившие в два марша к балконам второго этажа. Но до сих пор колокольня Петропавловского храма пронзает небосвод. Её высота –71 метр. Остроконечный шпиль можно увидеть с другой видовой площадки – звонницы Спасо-Преображенского монастыря (ярославского кремля, как называют этот комплекс туристы). Сегодня стены окрашены в нежные бело-голубые цвета и украшены лепниной.
Вместо послесловия
Храм отражается в пруду, воды которого поросли ряской. Вокруг – обрамление широколиственных лесов. По парку стоят разрушающиеся постройки эпохи петровских мануфактур, немые свидетели упадка. Быть может, когда-то и этим зданиям, лицезревшими великие перемены в нашей истории, удастся вновь открыть двери перед посетителями, которые будут, глядя на восстановленную лепнину, смотреть на грандиозное прошлое своей страны и города тысячелетней истории.
Пока же, помимо самого храма, в парке по руинам зданий гуляет ветер, внутри безраздельно хозяйствует дикая природа: там, где отступает человек, переходит в наступление растительный мир. Еще немного, и не останется и следа ни от здания с кирпичными колоннами, ни от «голландской светлицы» Петропавловской слободы. Глядя на все это, вглядываешься в кажущуюся вечность отражения шпиля церкви в глади пруда, но ловишь себя на мысли о том, что это – очередная уловка нашего подсознания…