









































































ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ
Когда-то здесь текла жизнь: под этими, расписанными старыми фресками сводами крестили младенцев, венчали молодых, провожали в последний путь стариков. На большие праздники сквозь окованные массивные двери в храм шел народ. Трещали свечи, горели лампады. Мощный бас дьякона возвышался над голосами певчих.
Сегодня здесь тихо и темно. Как будто бы дается возможность подумать над прошлым, задуматься над будущим и попытаться заглянуть в вечность.
Корреспондент Maxanto в храме, который считается самым крупным по количеству фресок в православном мире.
Итак. Город Ярославль. Район Красного Перекопа. Церковь Иоанна Предтечи.
Не восхититься храмом нельзя. Его замечаешь как-то случайно, съезжая вниз по мосту над Которослью, и вначале даже не понимаешь, как к нему свернуть: вокруг раскинулась громада завода «Русских красок». Объятый со всех сторон промышленным пейзажем, храм резко контрастирует с ним: другая эпоха, иное измерение!
Но вот, наконец, выбран верный поворот, съезд на неприметную улочку и, проехав немного вдоль берега реки, среди деревьев, открывается взгляду это архитектурное чудо из бурого кирпича. Впрочем, самое интересное ждало внутри. Однако, обо всём по порядку.
Во-первых, сразу же заинтриговала табличка, вывешенная ярославским музеем-заповедником. Так, обозначено, что храм не работает в понедельник, вторник и… дождливые дни. Кроме того, на английском языке храм почему-то отнесен к 7 веку, когда еще и Ярославля-то не было. Тем не менее, не смотря на такие нестыковки, об этом сразу же забываешь, когда смотришь на церковь, которую принято считать памятником высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17 столетия.
Когда-то здесь находилась Толчковская слобода, место проживания достаточно зажиточных крестьян. Недаром именно в этих местах в 1767 году прошел один из самых крупных ярославских пожаров 18 столетия.
Храм строили «всем миром» в течение 16 лет (1671-1687гг.). К делу подходили серьезно: чтобы выпускать кирпич, неподалеку был возведен специальный завод. Стоит отметить, что в церкви вы не найдете двух абсолютно одинаковых лекальных фигурных кирпичей. Дополнительно использовали поливные изразцы и живопись.
В настоящее время купола зеленого цвета гармонируют с темным, впитавшим в себя пыль времени кирпичом. Но когда-то, как написано в хрониках, купола были крыты золотом, и от их блеска резало глаза…
Налюбовавшись на строгие архитектурные формы, на расположенные со всех сторон входы, которые, кажется, напоминают расписной русский терем, идем в храм, вслед за музейными работниками.
Сегодня церковь находится на реставрации, попасть внутрь можно, купив билеты.
Внутри начинается самое интересное. Такое количество фресок в одном храме практически не встретить. Здесь есть изображения большинства библейских сюжетов, а также событий, отраженных в Житиях святых, «Печерском патерике», и «сказании об иконе Толгской Богоматери». Как жаль, что я не владею церковнославянским! На стенах встречаются текста, смысл которых современному человеку понять крайне сложно.
Как гласит история, роспись центрального храма проводилась в 1694-1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Боковые галереи расписывались пять лет спустя.
В центральной части храма иконостас отсутствует. Мы можем судить о нем, только опираясь на старые фотографии.
![]() |
![]() |
В церкви Иоанна Предтечи, что в Толчкове, не так много людей. Сюда попадают лишь те, кто точно знает, что хочет прийти именно в этот храм. Поэтому, здесь тихо. Ничто не отвлекает от мыслей, с которыми можно остаться наедине, не боясь, что ты будешь потревожен. Можно присесть на скамьи для прихожан. И снова изумиться. Ведь даже они представляют собой произведение искусства! В их отделке так же использован лекальный кирпич и роспись.
Потом можно еще немного побродить по храму: таинственный полумрак, сквозь покрытые решетками окна в приделах слабо пробивается дневной свет.
И снова выйти наружу. Над куполами – проплывают облака, чуть в стороне высится громада колокольни.
Быть может, словами не передать того, что видишь глазами, чувствуешь сердцем. Наверное, именно это и называется душой. А состояние – верой.
Читайте также:
Красный Перекоп – прогулка по району. Фабрика Карзинкиных, ФЗУ, клуб имени Сталина
Ярославский двухэтажный троллейбус