









































































Большое распространение в Средней Азии имело искусство художественной вышивки. В Узбекистане и Таджикистане большими, сплошь вышитыми панно «сузани» украшались стены жилых комнат, а в праздник — и внутренних двориков. В прошлом эти узоры носили характер оберегов; красный цвет — основной в сузани – тоже, по поверьям, спасал от дурного глаза.
Иногда растительные формы были довольно сильно стилизованы, это было, скорее, общее представление об облике цветущего сада. Вышивались они или тамбурным швом или вприкреп (были и другие виды швов) на отдельных узких полосах белой хлопчатобумажной ткани сообща женской половиной дома, затем сшивались. Сузани с большими, сплошь вышитыми кругами назывались «паляк». Слово «паляк» означало и луну, и дыни, и арбузы. Круги вышитого рисунка символизировали небесные светила и плоды земли.
http://catravelru.blogspot.ru/2015/02/blog-post_11.html
С первых веков нашей эры на территории Узбекистана существовало искусство золотого шитья, это подтверждают археологические раскопки. В эпоху средневековья был расцвет золотошвейного искусства. Особенно славилась им Бухара, где в мастерских трудились сотни искусных вышивальщиков, украшая золотыми нитями одежду эмира и бухарской знати, причем, не только халаты, но и сапоги, мешочки-кошельки, тюбетейки и женские костюмы, попоны и чепраки для коня. Занимались этим только мужчины. Вышивали чаще всего по бархату золотыми и серебряными нитями с применением цветного шелка и аппликации. Теперь это искусство в руках женщин; мастерицы, развивая народные традиции, создают новые орнаменты, украшая тюбетейки, безрукавки, театральный костюм. Орнамент обычно выпуклый, нити кладутся на рельефную (картонную) подкладку.
http://syuzani.livejournal.com/87346.html?thread=278322
Вышивкой украшалась одежда и в Туркмении, и в горном Таджикистане, и у казахов, и у киргизов. Везде были свои приемы мастерства, свой излюбленный тип орнамента.
Яшыл чырпы. Текинский наголовный женский халат с орнаментом бармак, дорт гочок, чигиллем
Гызыл курте.Текинский наголовный женский халат с орнаментом чанга, гочок, тегбент
http://www.heritagenet.unesco.kz/tm/garment/garment2.html
Безусловно интересны туркменские наголовные халаты «чырпы» и «курте», имеющие бесконечное количество вариантов орнамента при двух-трех цветах нитей; интересны расшитые по шелку таджикские паранджи. Красивы казахские и киргизские мужские и женские халаты из замши, вышитые тамбурным швом. Орнамент чаще всего растительный, нити неяркие, мягких цветовых сочетаний. Вышивка покрывает только полы одежды, цепочка из петелек вьется по контуру узора, затем заполняя его внутри. Композиция цветочного орнамента изысканно проста. Казахские и киргизские художники делали из кожи и затем вышивали пояса, обувь, настенные ковры — «тускийизы». Им было известно более двадцати различных швов вышивки. Очень красивы тускийизы из войлока и расшитых ярких тканей.
В Средней Азии были широко распространены узорные шелковые и полушелковые ткани — так называемые абровые (с размытым рисунком, похожим на облако — абр, отражающееся в воде), которые делали с помощью плотного перевязывания пучков нитей основы при окрашивании; полосатые «бекасабы» звонких расцветок, переливчатый шелк «шойи», полушелковые «адрасы». Без таких ярких тканей невозможно представить себе базар или улицу Бухары, Самарканда; в одежде, сшитой из них, можно было видеть и детей, и стариков, и молодежь. Такие ткани придавали неповторимый колорит среднеазиатским городам.