Ламаизм (ветвь буддизма), окончательно утвердился в Тибете в 15 веке в борьбе с религией "бон" ("черной верой") и принес свое миропонимание, свое представление о мироздании.
Современная живопись Тибета
Для тибетского ламаизма характерны иконы тан-ка XVIII-XIX веков (слово «тан-ка» в переводе означает изображение на плоскости). Рисунок на тан-ка тонкий и изящный, колорит звучный, краски отличаются особой чистотой и яркостью цвета.
Главные персонажи Лмнтаба (будда бесконечного света), Амитаюс (будда бесконечной жизни), богиня Лхамо (великая мать) и другие. На ламаистских иконах часто встречаются изображения Манджушри (бодисатвы мудрости), Тары Белой (бодисатвы милосердия, охранительницы мира) и Тары Зеленой (бодисатвы, борющейся против зла), Цзонкавы (исторического лица, основателя секты «жел-тошаночннков» в Тибете в XV веке), Падмы Самбхавы (проповедника буддийского учения в Тибете, жившего в VIII веке), Куберы (бога богатства) и многих других.
Амитаюс (будда бесконечной жизни)
Богиня Лхамо (великая мать)
Изображение Манджушри (бодисатвы мудрости)
Падма Самбхава (проповедник буддийского учения в Тибете, жившего в VIII веке
Кубера (бог богатства)
Тара Зеленая и Тара Белая имеют свои исторические прототипы в VI веке. Это две принцессы непальская и индийская, которые сумели обратить своего высокого супруга тибетского царя VII века Сронцзангамбо в буддизм. Их почитают как божества.
Тара Белая
Тара Белая изображается семиглазой, Тару Зеленую можно отличить по ее позе — одна нога у нее обычно опущена с трона. Обе эти богини — одно из распространенных изображений в культовой живописи и скульптуре не только Тибета, но и Монголии.
Тара зеленая
Встречаются тан-ка с мотивом «Тысяча Тар», на которых тонким контуром выполнены миниатюрные изображения сидящей богини, многократно повторенные по всему полотну иконы.
О.В. Румянцева