









































































121 год назад на проходившей в Нижнем Новгороде всероссийской выставке был показан первый русский автомобиль, который должен был составить конкуренцию показанными за несколько лет до этого зарубежным моделям Бенца, Маркуса и Пежо.
Русский автомобиль был представлен публике 14 июля 1896 года.
Заводом Евгения Яковлева был разработан одноцилиндровый двухклапанный двигатель, чей объем сегодня кажется просто смешным: всего 1 литр выдавали мощность в 2 лошадиные силы. Инженеры разместили его под сиденьями. Среди других особенностей - ременная двухскоростная коробка передач, которая передавала крутящий момент на задние колеса.
Кузов был изготовлен в экипажной фирме Петра Фрезе, которая применила интересное решение – рессоры поворачивались заодно с колесами.
К сожалению автомобиль так и не стал серийным. Во многом это связано с политическим решением – Николай II не увлекся идеей автомобилестроения. Кроме того, вскоре Евгений Яковлев скончался, что лишило проект одного из идеологов. Тем не менее, фирма Фрезе успела произвести до 1903 года около 120 автомобилей, правда уже другой конструкции.
К 1910 году бизнес был продан Русско-балтийскому вагонному заводу, в недрах которого родился также легендарный Руссо-Балт.
Двадцать один год назад, когда отмечался столетний юбилей автомобиля «Яковлева-Фрезе», Научно-техническим центром журнала «Авторевю» была создана реплика легендарного автомобиля. Сегодня копию можно увидеть в Политехе.
Подробнее об истории первого русского автомобиля читайте в нашей статье: Первый русский серийный автомобиль