Антон Шиханов для автомобильного портала Колёса.ру
Фигурка медведя
Сколько себя помню – в углу моего письменного стола, поблескивая стеклянными глазами, стоит серебристый медведь, идущий вразвалочку. Одна лапа повисла в воздухе, а во всей фигуре – удивительное спокойствие. Откуда мне было знать, что передо мной – не просто сувенирная поделка, а символ Ярославского автомобильного завода! Я не знаю, на капоте какой машины он стоял прежде. И спросить сейчас – не у кого. Но мой дед когда-то работал неподалеку, после того, как вернулся из Восточной Пруссии. Я зарываюсь в пожелтевшие фотографии. Передо мной – целая эпоха, совсем иная жизнь! И мой серебристый медведь – родом оттуда.
Привязка к местности
Направляюсь пешком от бывшего клуба имени Сталина к заводу, который когда-то выпускал автомобили с символом-медведем. Я не знаю, как меня сюда занесло. Быть может, все дело в том, что для меня Ярославль тридцатых-сороковых годов – это именно район Красного Перекопа. А без погружения в эту эпоху невозможно понять, как создавались грузовики, автобусы и троллейбусы в городе на Волге.
Сверяюсь со старыми фотографиями: вот церковь Иоанна Постника, вот мой дед в распахнутом пиджаке. Белеет отложной воротничок рубашки, на солнце блестит пряжка ремня. Вокруг много людей. Демонстрация! Мир! Труд! Май! Темные платья женщин практически «в пол», строгие лица мужчин. Часы на клубе показывают десять минут девятого. Самое время, чтобы двинуться с воображаемыми демонстрантами прямо. К мосту через Которосль.
Британская родословная
В кармане моей куртки – фигурка медведя. Он незримо направляет мои мысли к тому, ради чего я здесь. ЯТБ-3. Такое вот словосочетание! Но оно таит в себе уйму интересного.
Это троллейбус, аналогов которого в нашей стране нет и поныне. Своими корнями он уходит в Англию, ведь именно там, в 1937 году был закуплен двухэтажный исполин, ставший прообразом тех десяти экземпляров, которые не только ездили по главной улице нашей страны – Горького, но и (если верить Борису Акунину), исправно несли службу в интересах советских спецслужб.
Впрочем, в самом Ярославле этих троллейбусов никогда и не было. В те годы считалось, что город вполне может обойтись трамвайным сообщением.
Удивительный троллейбус
Что касается ЯТБ-3, то, как мне думается, это была знаковая для нашей страны модель. Экспонат с выставки достижений - в действии. Троллейбус был вполне хорош. Так, в нем было тепло, поскольку под мягкими сидениями располагались электропечи. Он был продуман в соответствии с нынешним принципом «доступная среда». Да-да! Он был низкопольным, как современный нам городской транспорт. Троллейбус даже мог самостоятельно вернуться в парк, если закончится подача электроэнергии: аккумуляторной батареи хватало для автономного движения на дистанцию практически в три километра. И это несмотря на то, что создание и строительство первых экземпляров велось в крайней спешке. Причина – выборы в Верховный Совет РСФСР.
Машины вышли на маршрут в июне 1938 года. Последующие троллейбусы также были настоящими символами, которые приурочили к открытию ВСХВ.
Конец эпохи двухэтажных исполинов
Я не знаю, есть ли здесь какая-то ирония судьбы, но последний двухэтажный троллейбус был распилен на металлолом в тот год, когда умер Сталин.
Начиналась совсем другая эпоха. Через пару лет завод совсем перестал производить транспортные средства, сосредоточившись на выпуске двигателей.