Текст: АНТОН ШИХАНОВ
Нагато Ивасаки создает реалистичные скульптуры из дерева, которые не являются статичными идолами наших далеких предков: в отличие от них, японские истуканы, первые из которых появились на свет еще в 1983 году, «живут» - они символизируют разные человеческие чувства.
Глядя на них, можно испытать неловкость: настолько эти арт-объекты кажутся слишком похожими на реальных людей.
Япония – одна из тех стран, которая сегодня является пионером в области робототехники. Еще в 1970 году Масахиро Мори, культовый робототехник, придумал термин «сверхъестественная (зловещая) долина», который означает, что человек положительно воспринимает роботов-гуманоидов, но, после преодоления этой схожести некой «красной линии», они начинают вызывать у людей отторжение. Ивасаки адаптирует эту концепцию к природе, размывая линию между человеческой плотью и деревом.
Ивасаки занимается изготовлением этих скульптур уже много лет, и они уже составили целую коллекцию, которая получила название «Torso». Скульптуры выполнены в человеческий рост (около 180 сантиметров) и полностью сделаны из коряг, которые собраны художником в разных местах Японии. Ни одна скульптура не похожа на другую, они словно наделены индивидуальными характерами людей.
Обычно посетители выставок так описывают впечатления от созерцания скульптур: они вызывают «страх, тревогу, являются внушительными и кажутся поистине чем-то потусторонним».
«Собирая коряги повсюду, как насекомое, строящее свой дом, я создаю скульптуры»
Нагато Ивасаки
Скульптуры Ивасаки из дерева экспонировались на выставках как в Японии, так и за рубежом. Например, в сотрудничестве с модельером Йоджи Ямамото группа идолов «Torso» были включены в Биеннале во Флоренции в этом году.
Токийская инди-рок-группа The Back Horn использовала скульптуры Ивасаки для оформления обложки их альбома 2008 года «Best the Back Horn»
Ивасаки мало пишет о своей работе, возможно, это намеренно, поскольку сами скульптуры вызывают достаточно сильные эмоции без всяких лишних слов.