Если обратиться к истории, то рок на Западе рождался как форма подсознательного протеста сначала против музыки взрослых как части культуры буржуазного общества. Тогда американские школьники и подростки 50-х годов избрали себе ритмичную негритянскую музыку, которая к тому же была танцевальной, давала выход физической энергии.
Социальную же направленность эта музыка приобрела в середине 60-х годов (период так называемого контркультурного взрыва). Как же развивалось у нас в стране это направление?
От ВИА - к рок-группам
Первый этап - это 60-е годы, период самодеятельного движения поп-музыки. К этому времени относится и переход многих самодеятельных коллективов в профессионалы. Тогда они назывались вокально-инструментальными ансамблями. ВИА были предтечей советского рока. Но не больше. Так как ансамбли были лишь исполнителями той самой массовой советской песни, которая принципиально по языку не отличалась от песен 40-50-х годов. А между тем рок претендовал на явление в искусстве. Ставка делалась на исполнителя, его уникальную манеру, внешний облик (имидж). Таким исполнителем могла быть и группа.
К началу 80-х годов ВИА как средство пропаганды советской массовой песни в какой-то степени себя уже исчерпали. Начали говорить о так называемой новой волне. Количество групп перевалило далеко за тысячу.
Новая волна
Что же вынесла на своем гребне эта новая волна? Во-первых, стали слушать не только музыку, но и слова — о чем поют. Рок как бы породнился с бардами, менестрелями, их искусством.
При этом не стоит путать нашу новую волну с «новой волной» на Западе. Хотя этот процесс происходил приблизительно в одно и то же время, он не идентичен и несет совсем разный смысл — и эстетический, и социальный, и творческий.
Рок прижился на нашей почве, когда появились талантливые люди, которые смогли английские песенные формы „распеть" по-русски. Новая волна советского рока идет от русской песенной речевой интонации, от интонации разговорной. Это ее самое главное эстетическое свойство.
Огромный вклад и значительный толчок для развития «новой волны» в Советском союзе внесла московская рок-группа «Карнавал», затем — образовавшийся от неё «Динамик».
Позже в данной стилистике играли «Альянс», «Центр», «Рондо» (с Михаилом Литвиным). Основными центрами популяризации «новой волны» в СССР были Ленинград, а позже — Свердловск.
Самые известные группы, представлявшие это направление: «Кино», «Аквариум», «Центр», «Телевизор», Nautilus Pompilius (периода 1985—1988), «Алиса» (первый альбом «Энергия»), АукцЫон, «Оберманекен» и ранний «Мумий Тролль».