









































































В узкой, но необыкновенно плодородной долине Нила уже в пятом тысячелетии до нашей эры жил египетский народ в условиях древнего общинного строя. В отдельных частях Египта стала постепенно образовываться небольшие государства, во главе которых становились наиболее богатые и энергичные племенные вожди.
Все богатство страны зависело от Нила, который своими ежегодными периодическими разливами питал сухую африканскую почву, одновременно удобряя ее своим плодородным илом. Но для правильного распределения воды необходима была сеть искусственного орошения, лишь при помощи которой можно было снабжать водою высокие и далеко расположенные от Нила участки земли и сберегать в бассейнах избыток воды. Эти громадные оросительные работы, а также рост производительных сил, ремесел и торговли, требовали увеличения рабочей силы.
Начавшийся распад патриархальных общин и классовое их расслоение привели к увеличению количества рабов. В тех случаях, когда рабов не хватало, племенные вожди организовывали разбойничьи набеги на соседей, уводя в плен множество людей и обращая их в рабство. Так постепенно возникло древнейшее рабовладельческое общество, в котором правили аристократы.
Они владели рабами, получали от царя земли, занимали крупнейшие должности в управлении, держали в своих руках большие богатства и были облечены авторитетом религии. По мере укрепления государственного аппарата и накопления знаний среди аристократии образовались две мощные и влиятельные группы: чиновников и жрецов.
Одним из важнейших фактов внутренней истории древнего Египта во втором тысячелетии до н. эры является непомерное усиление жречества. Фараоны XVIII династии, царствовавшие в XVI—XIV вв. до н. эры, были принуждены в своей политике считаться с экономическим и политическим влиянием жреческой аристократии.
Даже завоеватели Палестины и Сирии, опиравшиеся на довольно значительные и уже в некоторой степени организованные и дисциплинированные военные силы, все же должны были часть своей громадной военной добычи отдавать храмам либо в виде компенсации за финансирование храмами военных походов, либо для того, чтобы расположить в свою пользу наиболее мощные и влиятельные группы жреческой аристократии. И для того, чтобы память об этих щедрых царских дарах сохранилась навеки, на стенах храмов высекались надписи, в которых перечислялись эти богатые царские вклады. Так, надпись одного из самых могущественных фараонов XVIII династии Тутмоса III, который завоевал всю Сирию вплоть до Евфрата, сообщает о том, что царь пожертвовал храму Амона в Фивах «поля и сады из числа самых лучших в Верхнем и Нижнем Египте, высоко лежащие поместья, засаженные плодовыми деревьями, дойных коров, быков, Золото, серебро, лазурит в большом количестве, пленных азиатов и негров, которые должны наполнять амбары бога, прясть, ткать и обрабатывать почву».
Не менее щедрые дары приносили храмам, в частности фиванскому храму Амона, также и фараоны XIX династии, в особенности Сети I и Рамзес II. Так постепенно крупные богатства сосредоточивались в руках храмов, главным образом фиванского храма Амона, который в эпоху XIX династии получил в свои руки управление «золотоносными южными областями», т. е. богатейшими золотыми рудниками Нубии.
Храмы не держали эти богатства в своих сокровищницах в виде мертвого капитала, а вкладывали их в большие ремесленные и торговые предприятия. На стенах гробницы Рехмира изображены обширные ремесленные мастерские фиванского храма Амона, а в папирусе Гарриса мы читаем о том, что храмы Амона, Ра и Пта имели каждый свой флот на Средиземном или Красном море, доставлявший в сокровищницу храмов продукты Финикии, Сирии и Пунта. Государственная власть всячески поощряла развитие этой экономической деятельности храмов, давая им целый ряд привилегий. Так, в одном своем указе фараон Сети I запрещает облагать пошлинами корабли храма Озириса в Абидосе.
Все это привело к еще большему росту храмовых богатств. В большом папирусе Гарриса, относящемся ко времени Рамзеса IV, содержатся интересные статистические данные относительно имущества трех важнейших храмов Египта: фиванского, гелиопольского и мемфисско-го. Наибольшие богатства, как показывает текст этого папируса, были сосредоточены в фиванском храме, которому принадлежало 81,322 человек, 421,362 голов скота, 433 сада, около 2,393 кв. клм пашен, 83 корабля, 46 верфей и 65 селений.