Ламаизм распространился в Монголии в XVI веке, придя уже в развитой своей форме из Тибета, принеся свои традиции и культуру.
Тем не менее, интересной является монгольская мистерия "Цам" и, особенно, маски, изготовляющиеся к ней.
источник: http://mongoliantravelguide.com
При монастырях происходило изготовление масок для религиозной церемонии. Маски делались из папье-маше и ярко раскрашивались. Они изображали различные божества и мифологические персонажи, надевались монахами вместе с ярким одеянием из шелка при исполнении религиозных танцев и представлений в монастырских дворах при большом стечении народа.
открытка, Царская Россия, Бурятия, праздник Цам
Суть этой церемонии — показ борьбы персонажей ламаистской веры с иноверцами. После церемонии маски вешались в монастырях рядом с тан-ка (ламаистскими иконами), так как считались большой ценностью.
"Цам" - значит «танцы по кругу». Сам обряд зародился, по некоторым данным, в Индии, в Монголии же он появился лишь с середины XVIII века. Точных сведений о происхождении этой мистерии нет. MAXANTO полагает, что наиболее достоверной можно считать следующую версию:
"Один монах из «красного» течения буддизма Ловон Бадамжунайн прибыл в Тибет в 775 г., где им был основан монастырь Самъяа. Для усмирения духов, обладающих по не человечески черной силой, им была совершена молитва "Жахар", совмещенная с ритуальными танцами, что послужило началом исполнения "Цам" в Тибете".
Цам 19-20 век
Есть и еще одна версия, заслуживающая внимание, по крайней мере, своей поэтичностью. Так, по словам известной русской ученой-монголоведа Н.Шастиной, в одной легенде рассказывается о том, как "тибетский император "Ландрам" (841-901), являющийся поклонником шаманства и всей душой ненавидящий буддизм, уничтожал монастыри и всячески притеснял монахов, которые бежали в горы и стали жить в пещерах. Из 70 000 монахов выжили лишь 7. Чойжин-монах Лхал-хумбалдорж сшил себе черно-белый костюм с широкими рукавами, в них был спрятан лук со стрелами. Его лошадь была перекрашена из белой в пёструю. Надев свой наряд белой стороной наружу и приехав в императорский дворец, он начал танец напротив дворцовых ворот. Он прыгал и размахивал своими рукавами. Заинтересовавшись, император вышел посмотреть на монаха, и тогда тот вытащил лук и застрелил Ландрама. Перевернув свои одеяния черной стороной, он прыгнул в реку, бежав от императорской охраны. С этого времени он прятался в горах, живя отшельником. А его танец стал популярным, как мистерия против врагов буддизма.
В настоящее время танец "Цам" распространен во многих монастырях в Монголии, где привлекает внимание тысяч зрителей.
Сегодня "Цам" в Монголии - это танцевальная пантомима, которая исполняется ламами. Половина из них надевают маски (о которых мы уже писали выше) и именуются докшитами (хранителями), вторая группа лам, не одевает масок, их называют шанаками (ламами-созерцателями). Все они начинают танец, двигаясь по кругу и размахивая руками. В танце рассказывается о борьбе добра со злом.
Интересной частью мистерии "Цам" являются танцы скелетов. Среди них - «защитники четырех кладбищ», принадлежащие к божествам высокого ранга. На них - короны с тремя или пятью миниатюрными черепами. К их маскам, прикрепляются вееры радужных цветов. Монголами они именуются «бабочками». Танцоры облачены в белые обтягивающие костюмы, на которых нарисован скелет.