









































































Николай Рерих — выдающийся художник, ученый, писатель, общественный деятель, интереснейшая фигура в русской культуре конца XIX — первой половины XX века.
Творчество его многогранно, обширно. Им написано около пяти тысяч картин, несколько томов книг, сборники стихов, публицистические статьи. Рерихом проведена исследовательская экспедиция через Трансгималаи, Тибет, пустыни Гоби и Такла-Макан, через Монголию и Алтай.
Рериха всегда глубоко волновали две темы — Русь и Восток. Соседство русской и восточной серий картин Николая Константиновича Рериха символично, оно является воплощением стремления русских художников и ученых к познанию Востока во всей его сложности, глубине философской мысли, манящей неизведанности и непохожести на европейское искусство.
Русские этюды Николая Рериха
В 1903—1904 годах во время поездки Рериха по старым русским городам им было написано около ста этюдов: древние башни Новгорода и Смоленска, белокаменные палаты Ростова и Ярославля, соборы Юрьева-Польского, Углича, Суздаля.
Рерих сумел в этих этюдах слить воедино, казалось бы, несовместимые понятия — он передал и сказочность этих старых теремов и башен, былинность, а с другой стороны изобразил их в тесной связи с русской северной природой, с зелеными холмами и серыми облаками, с купами деревьев; обвил хожеными тропинками, показав их так реально стоящими на русской земле.
Николай Рерих. Pskov, 1903 г.
Древние боевые башни на этюдах Рериха словно несут отпечаток трудной исторической судьбы — они видели не одну кровавую сечу на своем веку. Выкрошившийся кирпич, камни, поросшие кое-где мхом, пробоины, словно буквы, складывавшиеся в слова и фразы летописи этих немых свидетелей русской истории («Нижний Новгород. Старая башня»).
В архитектурной серии Рерих показал себя прекрасным мастером колорита: переливаются изумрудом травы, глубокой бархатной зеленью темнеют кроны деревьев, синеют купола на фоне светлого неба, и, словно огоньки, горят на луковицах золотые отблески солнечного света. Потемневшие от времени деревянные строения, кажется, впитали в себя все дожди и приняли на себя все ветры столетий...
Внутренний двор Печорского монастыря. 1903 г.
При всей яркости, сочности тона чуть-чуть приглушенные, не кричащие, выявляющие истинное благородство памятников, освященных патиной времени.
Сложенные из белого камня постройки отражают на своих стенах десятки цветных отблесков, эти рефлексы только подчеркивают чистоту природного камня, делая древние здания сказочно белоснежными («Юрьев-Польский. Георгиевский собор»).
Рерих сумел передать строй русского орнамента, не прибегая к конкретизации узора, показав его главные черты — многоцветье, звонкое узорочье («Ростов. Интерьер церкви Спаса в Кремле»).
Ярославль. Церковь Рождества Христова. 1903 г.
Любопытно, как Рерих строит композицию в своих этюдах: то он берет только верхнюю часть здания, выделяя купола или башни, подчеркивая их силуэт на фоне неба, то изображает маленькую часть дворика, заросшего травой; мотив звучит камерно, интимно. Такое свободное «кадрирование» позволяет художнику обратить наше внимание на отдельные детали зданий, ненавязчиво выделить их, показать суть конструкции или сложный абрис постройки, красоту и уместность узорочья или строгую скупость декора.
Рерих ведет неспешный рассказ, заставляя нас вглядываться вместе с ним в изображенные памятники, рассматривать их не торопясь, впитывая аромат старины...
Кроме художественного достоинства этюды имели большое общественное значение — это был голос, прозвучавший в защиту народного достояния России, ее Старого искусства.
Рерих вел постоянную борьбу за охрану древнерусской архитектуры. Он писал: «Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самой разнообразной публикой».
Этюды были показаны в 1904 году на выставке в Петербурге. Современники называли архитектурную русскую серию Н. Рериха «пантеоном былой славы России», «каменной летописью Руси». В том же, 1904 году семьдесят пять этюдов этой серии были отправлены в числе восьмисот работ русских художников на выставку в США. Из-за банкротства устроителя выставки все картины были распроданы с аукциона.
И вот спустя много лет, сорок два этюда серии снова на родной земле. Американский друг Рериха, госпожа К. Кэмпбелл-Стиббе, исполняя завет Николая Константиновича, собрала эти картины и передала их в 1976 году на родину художника по просьбе его сына, Святослава Рериха.
Портрет Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе 1926. Святослав Николаевич Рерих, живопись.
О.В. Румянцева