Религию древних персов называют по-разному: маздаизм, огнепоклонство, зороастризм. Она имеет столь же древние корни, как и индийские Веды.
Самый ранний и основной источник по этой религии - священное писание Авеста, что в переводе означает - «знание». Обратите внимание на отнюдь не случайное совпадение этого названия с русским словом «весть».
Все царство древнеперсидских авестийских богов четко делится на две противостоящие группы: добрые, созидательные боги и злые, разрушительные. Боги, олицетворяющие доброе, светлое начало, называются агуры, а темное и злое - дэвы.
В поздней Авесте среди добрых богов появляется Митра (буквально - «верность», «клятва»). Этот бог встречается и в Ведах у древних ариев. Царь Артаксеркс II, правивший в первой половине IV века до н. э. в Персии, узаконил распространенный в некоторых частях Персии культ Митры, проведя специальную религиозную реформу.
Митра считался подателем света, олицетворением солнца. Персы верили, что он имеет десять тысяч глаз и ушей и пристально следит, чтобы все поступали по справедливости и не обманывали друг друга. На каждой высокой горе постоянно сидят его служители и наблюдают за людьми. А среди народа находятся инкогнито десять тысяч «шпионов» Митры.
В древности Митру часто изображали как воина и героя в схватке с быком-чудовищем. В какой-то момент Митра превратился в одно из божественных существ в свите Ахура-Мазды.
Поклонение этому божеству очень широко распространилось по всему Древнему миру. Его чтили в древнем Риме, особенно среди воинов-легионеров. Знаменитый полководец Помпей во время своих походов занес почитание Митры в западные области Европы. В Римской империи Митра выступал как провозвестник христианского единобожия и даже играл роль своеобразного «Мессии».