Индия - родина хлопка. Именно в этой стране появились набивные ткани с ярким рисунком, отпечатанным с деревянного штампа, которые уже много веков пользуются мировой известностью.
В V веке до н.э. греческий историк Геродот писал о «шерсти», которая в Индии растет на кустах.
Еще в древности эти нарядные яркие ткани вывозились из Индии в страны Ближнего и Дальнего Востока, но и теперь, с появлением фабричных тканей, это искусство не умерло. Ручные набойки пользуются огромным спросом и изготавливаются в Индии повсеместно. Основной орнамент ткани - медальоны с изображениями животных и людей, растительных мотивов. В ярких цветовых сочетаниях отразились пышность и красочность индийской природы.
Не меньшей известностью с древности пользуется искусство ткачества шалей из тончайшей окрашенной шерсти, которое процветало в Кашмире. Большую кашмирскую шаль можно продернуть через обручальное кольцо, настолько она тонка.
Еще в XVIII веке мастера использовали для создания такой шали десятки оттенков только красного цвета. Теперь красочная гамма не так богата, но рисунок не потерял своей прелести. Чаще всего на кашмирской шали встречаются цветочный орнамент и «бутта» - цветущий миндаль, по форме напоминающий стручковый перец. Работа над этими шалями была чрезвычайно трудоемкой, так как весь орнамент ткался вручную, и поэтому с XIX века такие шали стали вышивать.
Искусство художественного ткачества продолжает свои традиции в известных с древности центрах по производству парчи и тончайших муслинов. Этими тканями особенно прославился Бенарес.
В Бенаресе создаются сари (полотнища длиной 5—7 м для женской одежды), являющиеся прекрасными произведениями искусства. Иногда на создание только одного сари мастер тратит около двух лет. Не удивительно, что оно ценится на вес золота. Орнамент индийской парчи чаще всего составляют растительные побеги, но иногда среди зарослей цветов и стеблей можно увидеть изящные фигурки людей и животных. Не менее известны тончайшие индийские муслины, которые еще древние поэты называли «сотканный воздух», «утренняя роса на траве», «вечернее облачко па небе». Хроники рассказывают, что муслины из Индии вывозились ко двору римских императоров. Ткались они из тончайших хлопчатобумажных, золотых и серебряных нитей.
Дополнением к нарядному сари служили ювелирные украшения, носить которые женщине предписывал религиозный обычай. Кроме того, по старым законам индийской женщине в доме принадлежали только драгоценности, поэтому невесте в качестве приданого родители старались дать как можно больше ювелирных изделий...
автор О.В. Румянцева