








































































1918 год. Падению монархии - чуть больше года. Но за это время отгремели две русские революции, началась Гражданская война. В Москве жили напряженно. Страна, особенно города и армия, испытывала острейшие продовольственные трудности.
Приближался Первомай — международный праздник трудящихся. Еще в апреле ВЦИК принял специальное решение о широком проведении первомайского праздника. На особую комиссию, созданную Советским правительством и Московским комитетом партии, возлагалось оформление Москвы, организация демонстрации и митингов на Красной площади, подготовка прокламаций и обращений к населению столицы, лозунгов и транспарантов, замена надписей и названий улиц и площадей новыми, «отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».
Демонстрация на Красной площади 1 мая 1918 года. Фотография. Музей Революции, № А 47659
Среди лозунгов Центрального Комитета партии, которые были вывешены на Красной площади, особенно выделялся призыв: «Защита Советской республики с оружием в руках — священный долг каждого рабочего и крестьянина». Подъезды и ворота Кремля были украшены гирляндами зелени, на башнях реяли красные флаги.
А.А. Веснин, В.А. Веснин. Эскиз убранства Троицкой и Кутафьей башен Кремля. Бумага, граф. карандаш, акварель. ГНИМА,Р|-6895/16
Помимо митингов и демонстрации трудящихся столицы на Красной площади и прохождения по ней частей и курсов Красной Армии, находившихся в самом городе, планом проведения первомайских торжеств был предусмотрен общий парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником на Ходынке. Там назначался первый в истории Советской России всенародный смотр новой армии.
Владимир Ленин, Надежда Крупская и Мария Ульянова покидают парад 1 мая 1918 года, фотограф Петр Новицкий
Молодые полки и батальоны, как тогда говорили, Московской Красной армии, курсы красных командиров тщательно готовились к параду. Приводили в порядок обмундирование, оружие. Несмотря на трудности, Москва нашла возможность одеть курсантов некоторых военных курсов в новые шинели, обуть в новые сапоги и ботинки. Командование столичного военного округа к тому времени утвердило и изготовило первый отличительный знак для красноармейцев — красную пятиконечную звезду с золотым изображением молота и плуга. Позднее этот знак вручался всем бойцам Красной Армии.
И вот наступило 1 мая 1918 года. С утра небо хмурилось, дул свежий ветер. На Красную площадь вступили первые колонны москвичей. Это были депутаты Московского Совета, рабочие фабрик и заводов, представители районных организаций, прибывшие со знаменами и оркестрами, курсанты военных школ, московская детвора.
Демонстрация на Тверской улице в Москве. 1 мая 1918г. Фотография. Музей революции, № А 44918
Вся Красная площадь была запружена народом. Густыми рядами стояли зрители вдоль здания торговых рядов (ныне ГУМ), у братских могил вдоль Кремлевской стены. Трамвайные мачты (тогда по Красной площади еще ходил трамвай) и фонарные столбы украшены зелеными ветками и красными лентами.
В наши дни военные парады транслируются с Красной площади онлайн и по ТВ. Но в ту пору не было даже усилителей или рупоров. На Красной площади были установлены украшенные кумачом грузовики и сколочено из досок несколько специальных трибун для выступления ораторов, которых могли слышать только те, кто находился рядом с трибунами.
Здание Московского Совета рабочих депутатов. Фотография. МИРМ, №8107/17
Трибуна на месте памятника Скобелеву и здание пожарной команды. Фотография. МИРМ, №7965
К началу митинга, назначенного на 10 часов 30 минут, В. И. Ленин был уже на площади, среди красноармейцев и демонстрантов. Вместе со Свердловым, Калининым, другими членами ВЦИК и СНК он поднялся на специальный помост у памятника Минину и Пожарскому. Обращаясь к красноармейцам и рабочим-демонстрантам, В. И. Ленин призвал их крепко держать знамя пролетарского интернационализма и зорко оберегать завоевания Октября. Затем он перешел через площадь к Историческому музею и выступил там.
Ровно в 11 часов над Кремлем взвилась ракета. На Красную площадь, полыхавшую алыми стягами, с революционными песнями двинулись колонны трудящихся всех районов Москвы.
Автомобиль союза металлистов на демонстрации 1 мая 1918 года в Москве. Фотография. МИРМ, №2490 ф
Впереди рабочих колонн шли войска Красной Армии с боевыми знаменами, с винтовками образца 1891 года. Пулеметчики в пешем строю вели лошадей с привьюченными пулеметами. Промчались тройки с тачанками и пулеметами «максим». Двигались на конной тяге пушки еще с царскими орлами.
Николай Соломин. "Первый парад"
Небо постепенно прояснилось. Выглянуло солнце. Неожиданно появился самолет. Его пилотировал красный военный летчик инструктор Московской школы авиации И. Н. Виноградов.
Самолет был тихоходный, полудеревянный, полупарусиновый — «этажерка», как их тогда называли. Летел он низко, было видно, как пилот привстал и, приветствуя демонстрантов, разбрасывал пачки листовок. Те, кто был на Красной площади, даже опасались, как бы аэроплан не совершил вынужденную посадку, а то и вовсе не рухнул на площадь.
Иван Виноградов, один из первых летчиков царской армии, фотография Сергея Ястржембского
Корреспондент английской газеты, сообщая об этом первомайском празднике в Москве, писал: «Царский капитан приветствовал Ленина над Красной площадью».
Действительно, Иван Виноградов служил в старой армии, а после революции в числе других летчиков перешел на сторону Советской республики и готовил пилотов для Красной Армии.
Весна 1917 года, Техническое обслуживание истребителя "Ньюпор 21" на полевом аэродроме,справа у пропеллера стоит прапорщик Иван Виноградов
Прямо с Красной площади воинские части, подразделения и курсы красных командиров по Тверской направились к Ходынскому полю, на военный парад.
Участник этого события М. Кольцов (впоследствии известный советский журналист и писатель) в отчете о параде сообщал:
«На Ходынском поле вся Москва. Сегодня на первом большом параде выступает новое войско. Сбежались друзья и враги. Рабочие кепки пришли смотреть свою защиту, шляпы и котелки — хихикать и злорадствовать. Уцелевшие дипломаты с биноклями через плечо испытуют окружающее: полугодовалое правительство демонстрирует свою армию — забавно!»
Парад был назначен на 16 часов 30 минут. Командовал им начальник Латышской дивизии И. И. Вацетис, ставший в июле 1918 года командующим Восточным фронтом, а затем Главнокомандующим Вооруженными Силами РСФСР. Общее руководство подготовкой к параду и его проведением осуществлял командующий войсками Московского военного округа Н. И. Муралов.
Перед началом парада на Ходынское поле прибыл В. И. Ленин. Колонны еще строились. Войска стояли параллельно Петроградскому шоссе (ныне Ленинградский проспект), а затем строй под прямым углом продолжался к Всехсвятской роще (в сторону Хорошевского шоссе). В другом конце поля, возле ангаров, протянулись шеренгой аэропланы, готовые к воздушному празднику.
Пока завершалась подготовка к параду, Ленин направился к самолетам. Он осмотрел ангары, побеседовал с летчиками и техниками, а затем пошел к войскам. «В центре поля группа штатских и военных, — сообщала газета «Известия ВЦИК» 3 мая 1918 года. — В средине группы виднелась приземистая фигура в барашковой шапке и шубе с барашковым воротником. Это был В. И. Ленин».
Поданы команды. Оркестр заиграл встречный марш. Ленин стал обходить войска. Он здоровался с каждой частью, с каждой военной школой, поздравлял бойцов с праздником Первомая. В ответ раздавалось: «Здравствуйте, товарищ Ленин! Ура!»
Начался торжественный марш. В параде участвовало около 30 тысяч красноармейцев и курсантов. Торжественный марш замыкали самокатчики на специальных полевых велосипедах, приспособленных для военного применения.
После парада начался воздушный праздник. В небо поднялись аэропланы, демонстрируя фигуры высшего пилотажа. Газеты потом писали, что пилоты в небе «щеголяли изумительными и рискованными воздушными пируэтами».
Самолеты были устаревших типов, в большинстве иностранные. Их скорость не превышала 180—200 километров в час. На одном из них, пилотируемом М. Лерхе, в воздух поднимался Ф. Э. Дзержинский.
О красногрудом и краснохвостом «ньюпоре», который выделывал в небе особенно сложные фигуры, наблюдавшие говорили: «Это Россинского самолет».
Б. И. Россинский был одним из первых русских летчиков. Он окончил Московское высшее техническое училище. С 1908 года под руководством выдающегося ученого Н. Е. Жуковского (чьим именем нынче названа воздушная академия), - «отца русской авиации», занимался планеризмом, затем летал на самолетах. В царской армии служил летчиком-испытателем и летчиком-инструктором.
Военный парад и воздушный праздник продолжались дотемна.