









































































«Морские народы» — зекели и филистимляне, все в большем и большем количестве наводняли Сирию и Палестину, отрезав Финикию от Египта и угрожая его границам. В царствование одного из последних Рамессидов (в 1100-е годы до н.э.), египетские послы были на семнадцать лет задержаны в финикийском городе Библе тамошним местным правителем и наконец там умерли, не имея возможности вернуться в Египет, что ясно указывает на то, что Финикия в эту эпоху чувствовала себя вполне самостоятельной страной, совершенно независимой по отношению к своему прежнему хозяину — Египту.
Особенно красноречиво указывает на полное падение авторитета Египта в Сирии и Финикии текст одного хранящегося в Москве папируса, который содержит описание путешествия египетского посла Унуамона в Финикию.
Папирус о путешествие посла Ун-Амуна в Библ
В царствование Рамзеса XII фиванский первосвященник Херихор послал чиновника Унуамона в Библ к подножью Ливанских гор для доставки оттуда в Египет кедрового дерева, необходимого для сооружения священной ладьи Амона. Положение египетского посла в Финикии было тяжелое. Не имея военного эскорта и кораблей, располагая лишь незначительной суммой денег, Унуамон принужден был терпеть всякого рода мытарства и издевательства от прежних подданных Египта.
В зекельском городе Доре Унуамона ограбили, отняв у него его последние деньги, а местный князь не обратил даже никакого внимания на жалобы египетского посла. С трудом добравшись, наконец, до Библа, Унуамон был Здесь задержан библским князем Закар-Ваалом в течение 29 дней и только благодаря счастливой случайности ему удалось получить аудиенцию у этого князя.
Не имея ни денег, ни товаров для уплаты за необходимые ему товары, не имея возможности опереться на военные силы или международный авторитет Египта, Унуамон в беседе с Закар-Ваалом принужден был ссылаться лишь на прежний престиж Египта, который некогда был столь велик в Азии. Но теперь нет в Сирии египетских войск и все изменилось. С гордостью указывает Закар-Ваал на свою независимость, говоря египетскому послу: «Что до меня, то я не твой слуга, а равно не слуга я и того, кто послал тебя».
Этот гордый ответ библского князя ясно указывает на то, что Финикия при последних Рамессидах чувствовала себя совершенно независимой по отношению к Египту.
Источники ясно указывают на то, что крайне ослабевший Египет был в ту эпоху разделен на две части, что в северном Египте правил Несубанебдед, в то время как в нижнем царил Рамзес XII, а фактически правил фиванский первосвященник Херихор.
Мы Знаем, что Египет не имел уже в ту пору никаких владений в Азии, не имел там союзников, не располагал ни достаточными войсками, ни достаточными средствами для их содержания, а потому не мог даже и мечтать о какой-либо войне с Ассирией. Эта эпоха была в полном смысле этого слова временем окончательного упадка египетского великодержавия.