В книгах большинства его современников - Фурманова, Вс. Иванова, Бабеля, Малышкина, Либединского, Тренева - отражалась их собственная жизнь, сюжеты так или иначе соприкасались с их судьбами. В книгах Леонова нет автобиографии, она всегда в самом глубинном слое произведения, хотя к своему письменному столу он тоже пришел, не успев снять военной шинели, прямо с гражданской войны.
Вернувшись в Москву, стал печататься в московской газете „Красный воин" под псевдонимом Максим Лапоть. Писал стихи, очерки, фельетоны. Вскоре появились и первые произведения, положившие начало его известности: „Бурыга", „Туатамур", „Уход Хама", „Пету-шихинский пролом", „Конец мелкого человека" и др.
Каждая его книга заключает в себе нравственную проблему, решение которой возможно только в смертельной схватке персонажей, стоящих „на разных берегах".
Никогда еще жизнь природы не переплеталась так тесно с человеческими судьбами, как в романе „Русский лес". Тогда, в 50-е годы, читатели не были готовы к серьезной оценке всей сложности и пафоса этой книги. Книга опередила время. Но именно благодаря ей появились и „Царь-рыба" Астафьева, и „Белый пароход" Айтматова, и „Прощание с Матерой" Распутина, и все те произведения последних лет эпохи СССР, которые отстаивают право природы на жизнь.
Леонид Леонов писал книги более 60 лет. Уже будучи в весьма преклонном возрасте, он писал статьи, давал интервью, встречался с людьми, выступал по радио и ТВ. Он умер в 1994 году в возрасте 95 лет...