ТЕКСТ: АНТОН ШИХАНОВ
Появление всевозможных ответвлений от могучего древа единой русской церкви принято связывать лишь с церковным расколом, произошедшим в связи с коренной ломкой устоявшихся в течение более чем шести столетий традиций богослужения.
Однако, опасные «секты», с точки зрения как Синода, так и Сената, возникали и до, и после реформы патриарха Никона. Тут уместно будет вспомнить и простых староверов, и даже тех древних русичей, которые продолжали прыгать через языческий костер, крепко сжимая висящий на шее деревянный нательный крест.
Но дело в том, что далеко не каждое учение становилось широко известным. До такой степени, что его судьба решалась на высшем уровне. Речь идет о духоборах, или духоборцах, чья вера была вполне человеколюбивой, заметно отличаясь от радикальных идей хлыстовства, проповедовавшего самобичевание во имя Христа, или скопчества, главным постулатом которого было членовредительство.
«Отцом» термина «духоборы» принято считать архиепископа Екатеринославского Амвросия, который вложил в это название смысл о том, что люди, исповедующие это учение, противятся Святому Духу. В то время как сами духоборы, приняв это наименование, посчитали себя поборниками духа.
Амвросий
К тому времени, когда будут происходить описываемые далее события, движение духоборов уже второе столетие занимало умы как российской интеллигенции, так и людей, наделенных безграничной властью, согласно петровской табели о рангах. С известной долей скепсиса, их равняли с английскими квакерами, появившимися на сто лет раньше. Впрочем, угрюмые бородатые мужики и бабы в домотканых платках, чьими идеологическими потомками вполне можно считать американских хиппи, были явлением чисто доморощенным.
Духоборы, словно последователи индуизма, верили в переселение души после смерти. Кроме того, они отказывались служить царю-батюшке, проливать кровь, а также следовать церковным обрядам, считая, что человек может нести ответ только перед Богом. И все бы ничего, если бы однажды духоборы, после введения на Кавказе всеобщей воинской повинности, не сложили в кучу выданное им в войсках оружие и не подожгли его.
В этот момент и перевернулась печальная страница истории. Об этом много писали в либеральной печати. Духоборы содержались в тюрьмах, где их морили голодом. Казаки линчевали непокорных нагайками; их заключали в дисциплинарные батальоны, ссылали в Якутию, поближе к Елюю Черкечех, холодной Долине Смерти… Впрочем, может быть именно благодаря этому и вопреки ожиданиям, духоборам удалось перебраться на новую Родину. Разумеется, не сразу, не быстро и не бесплатно. Лев Толстой отдал для этого все свои гонорары, полученные от постановок на театральных подмостках, досрочно закончил роман "Воскресение" и тоже пожертвовал гонораром, а его сын Сергей, композитор и русский представитель индийского суфийского мистика Хазрат Инайят Хана, перевез их в Канаду.
Сергей Толстой
Это было грандиозно. Сейчас в это трудно поверить, но при содействии семьи графа, а также видных толстовцев, в местечко под названием Саскачеван переехало ни много ни мало, а 8000 человек. Такие масштабные «исходы» с отеческой земли действительно были редкостью. Можно вспомнить лишь казаков-некрасовцев, ушедших в Крымское ханство также в количестве 8000 человек, чтобы сохранить свою вольную жизнь.
Для того, чтобы эмиграция духоборов стала реальностью, была достигнута личная договоренность Петра Кропоткина, видного теоретика анархизма, с профессором университета Торонто. Итак, из порта Батума, в Квебек, корабли канадского флота долгим путем, через Атлантику, везут крестьян-хлебопашцев на новую землю обетованную. Все дальше берега Российской империи, все ближе - неизвестность, свобода, Саскачеван...
Корабли в порте Батума
Духоборы не просто переехали в Саскачеван - они там остались. Всерьез и надолго. Так, что их потомки до сих пор живут в канадской провинции. Спустя некоторое время, а именно в 1906 году, в Российскую империю приезжала делегация эмигрировавших крестьян. Их миссия состояла в том, чтобы почтить тех, кто приложил руку к их чудесному путешествию.
Посольство канадских духоборов, 1906 год
Духоборы в Канаде продолжили заниматься тем, чем умели и действительно любили: сельским хозяйством. Однако, на новой родине все далось им не слишком просто. Для получения смежных земельных участков, правительство Канады потребовало присяги, в которой бы они заверили власти в своей верности. Но духоборы не были бы духоборами, если бы согласились. В результате этого акта, который мы не беремся оценить, была проведена масштабная экпроприация земли - в размере двухстот шестидесяти акров! После этого, в 1908-1911 годах около шести тысяч духоборов ушли в Британскую Колумбию, основав Христианскую Общину Всемирного братства.
Духоборы в Канаде
«Всё смешалось в доме Облонских», - так начинается «Анна Каренина». «Всё смешалось в истории про духоборов», - именно так хочется закончить повествование. Толстовцы и теоретик анархизма, представитель суфия и канадский профессор. Добро, и зло. Милосердие, и кровь…