Некоторое время назад, на улицах городов появились люди, которые стали кататься на длинных досках с большими, по сравнению с традиционными скейт-бордами, колёсами. Этими досками были лонгборды.
На первый взгляд может показаться, что на скейтах катались всегда, а лонгборды – увлечение последних лет. Но, на самом деле всё обстоит ровным счётом наоборот. Первые лонгборды стали выпускать еще в 50-е годы в Калифорнии.
Тогда же и появились их разновидности – круизные (с длиной деки до 130 сантиметров), доски для катания в сёрф-стиле (длина таких лонгбордов превышала 140 сантиметров) и другие.
Однако, в семидесятые годы прошлого столетия увлечение лонгбордами пошло на спад, возродившись только в начале века нынешнего.
Кастомизация лонгбордов имеет давнюю историю, американцы, являющиеся родоначальниками этого вида роликовых досок, всегда ценили индивидуальный подход.
Так, молодежь 50-х кастомизировала всё, что только можно: джинсы, автомобили… Сёрферы добавляли аутентизма своим доскам для покорения волн, а лонгбордеры – украшали деки.
Сегодня катание на лонгбордах популярно и в России.
MAXANTO встретился с Вадимом Дёгтевым, художником и фотографом, в портфолио работ которого есть интересная кастомизация двух лонгбордов.
MAXANTO: Вадим, добрый день! Создание дизайнерского лонгборда – насколько здесь важен творческий подход?
Вадим: Приветствую! Считаю, что без него и начинать бессмысленно.
MAXANTO: Как выбирался образ для лонгборда?
Вадим: Это был полёт фантазии. Главное не мешать ему. Люди, которые катаются на лонгбордах – это, как ни крути – субкультура. А если это так, то и образ должен быть соответствующим.
MAXANTO: Доску покупали готовую?
Вадим: Нет, она тоже была сделана на заказ. Вообще всё, что вы видите, сделано в индивидуальном порядке. Сам лонгборд – детище Давида Чачуа, за аэрографию отвечал Святослав Листратов, мною была разработана сама концепция. Можно сказать, что у нас на тот момент сложился вполне определенный творческий союз.
MAXANTO: Как появилась сама идея кастомизировать лонгборд?
Вадим: Достаточно спонтанно. Однажды в журнале «Большой город» (который раздавали в различных кафе) я наткнулся на позитивное объявление от Макса (MA Longboards) о том, что он делает доски разных форм и ростовок из берёзы и сосны. Макс был готов к сотрудничеству, но связаться с ним не удалось. Тогда я решил сделать лонгборд самостоятельно. Зная об особенностях форм и технологии производства, я столкнулся с основной проблемой: у меня нет основы – деки. С Давидом меня познакомила моя хорошая подруга – Соня Филиппова, рассказав, что недавно расписывала одному товарищу кастомную деку, которые он делает сам. Мы созвонились - и сразу нашли общий язык. Мною была подобрана дека нужной формы. Кроме того, дека Давида сделана как у его любимого производителя гитар – американской компании Gibson: верхний и нижний слои положены волокном поперёк...
MAXANTO: Много сделали таких досок?
Вадим: Кастомизация лонгбордов – это не основное направление моей деятельности. Я художник, участвую в выставках, проходящих в ЦДХ и других московских галереях. Но дизайн лонгбордов – это было действительно интересно. Самой уместной идеей мне показался образ какого-нибудь тотема. Она близка по духу лонгбордингу, очень символична, удобно компонуема на плоскости деки, является локальной и гармоничной по цветам. Так, мы создали две доски, одну назвали Birdie – то есть «птичка», а второй образ был навеян священной птицей канувших в Лету индейцев из империй майя и ацтеков. Я говорю про Квезаль (или кетцаль).
MAXANTO: Помнится, у ацтеков был бог Кетцалькоатль.
Вадим: Да, дословно «пернатый змей». Существует легенда, что перья птицы окрасились в красный цвет, когда она оплакивала смерть вождя, убитого конкистадором.
MAXANTO: Интересная легенда. Но расскажите об этапах работы.
Вадим: Дека лонгборда обрабатывается шкуркой.
Затем поверхность прокрашивается нужным цветом с помощью краскопульта. Нитро-краска напыляется тонким слоем, подаваемая потоком воздуха. Нитро-краска – быстросохнущая, но с ужасным запахом. (Краски и принцип работы примерно такой же, как при покраске автомобиля). После нанесения всех слоёв изображения слои трафарета снимаются и получается картинка, собранная, как слоёный пирог. После поверхность деки лакируется и шлифуется.
Тем летом этот лонгборд ездил со мной в отпуск по Испании (в Мадрид и Барселону), где мне удалось порассекать по европейским улочкам и набережным средиземного моря.
MAXANTO: Судя по фотографиям, сначала создавался скетч?
Вадим: Да, конечно, перед тем, как смоделировать будущий рисунок в программе, создавался скетч, нарисованный от руки. После на компьютере в векторе отрисовывается изображение. В типографии изготавливаются трафареты на самоклеющей плёнке в натуральную величину каждого слоя изображения. На обезжиренную поверхность в определенном порядке наносится трафарет нужного слоя, скрывая необходимую часть будущего изображения.
Здесь хочется еще раз упомянуть моего друга и коллегу Святослава Листратова, который увлекается аэрографией еще со студенческих лет. Именно его оборудование вы видите в видеообзоре.
Кроме того, без его навыков, возможно, ничего бы не получилось! Так что напарником в этом случае был я, а не он! По сути, я был лишь на подхвате и снимал на видео весь процесс. Как я уже говорил, нитро-краска обладает ужасным запахом и еще она очень стойкая. Именно поэтому кабинет, где мы работали, застилался целлофаном, открывались окна. Примерно за рабочую неделю лонгборд был готов.
MAXANTO: Что ж. Остается только напомнить, что мы беседовали с московским художником Вадимом Дёгтевым. За скобки сегодняшнего повествования мы вынесли другие аспекты творчества Вадима: создание масок из папье-маше, стрит-арт, креативные фотографии и многое другое.
Пообщаться с Вадимом и задать ему свои вопросы вы всегда можете на Facebook.
источник винтажных фотографий: http://thisisluster.com/, https://hamboards.com
фото кастомизации лонгборда предоставлено Вадимом Дёгтевым