Крестьянской реформой 1861 года был открыт простор для развития капиталистических отношений в Российской империи. Именно в этот момент началось разложение деревни и обнищание крестьянства. Сельское население срывалось с о своих мест и устремлялось в города. Происходил отрыв от патриархального быта, от отупляющей деревенской обстановки.
Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в деревне.
Литография.
Сотни и тысячи новых фабрик и заводов принимали выходцев из деревни, безжалостно поглощая их силы и здоровье.
Максим Горький писал, о жизни в последнюю треть 19 века, характеризуя ее «вихрем хищничества, зверства и одичания». По его оценке, всё «звериное поощряется правительством», а всё «человечье — преследуется им».
Несмотря на то, что отмена крепостного права дало свободы, развитие капитализма причудливо сочеталось с пережитками крепостничества.
Первые десятилетия после крестьянской реформы были ознаменованы нарастанием и обострением всех социальных противоречий, ростом и углублением революционных настроений.
Чтение манифеста 1861 года Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге
Пореформенный период принес народу новые страдания и муки, голод и нищету. Но вместе с тем он создал условия для роста революционного движения. Крестьяне выступают против невыносимо тягостных условий, в которых они оказались после реформы.
Происходит дальнейшее размежевание политических партий и течений, обострение общественной борьбы. Все возрастает недовольство передовой интеллигенции, разночинцев.
Именно в это время народническое движение знаменуетcя эпизодами «хождения в народ». Были созданы первые русские рабочие организации, вспыхивают первые массовые рабочие стачки.
Рабочий Петр Алексеев на процессе «пятидесяти» произносит свою историческую, пророческую речь перед царским судом. У Казанского собора на первый массовый политический митинг собирается учащаяся молодежь и рабочие. Создается и распадается «Земля и воля», образуется «Народная воля» и «Черный передел». По России распространяются книги Маркса, и деятельность Интернационала встречает поддержку.
Рабочий Петр Алексеев на процессе «пятидесяти» произносит свою историческую, пророческую речь перед царским судом
Петр Алексеев интересен тем, что имя его не забыто даже сейчас. Так, в 2004 году, в честь этого рабочего-ткача была создана леворадикальная политическая организация «Движение сопротивления имени Петра Алексеева (ДСПА)», которая, впрочем, распалась еще в 2012 году. Также имя революционера до 2011 года носила Московская тонкосуконная фабрика, которая, впрочем, больше тоже не существует.
Но вернемся в 19 век. В 1879—1880 годы Россию постиг неурожай. «Нищета, разорение и упадок — таковы характерные черты русской действительности»,— отмечал один из современников.
В конце 70-х годов, как и в начале 60-х, общество жило в тревожном ожидании революционного взрыва.
1879—1880 годы в России были годами революционной ситуации. Но на этот раз государству удалось, мобилизовав все силы, отразить натиск нарастающей революции. Впрочем, не надолго. Оставалось всего несколько десятилетий до эсеровского террора и зарождения новых политических партий.
Но это уже совсем другая страница нашей истории.