Есть в жизни народов Индии общий фундамент, куда более прочный, чем это обусловлено географическим положением или политическим суверенитетом. Этому единству не помеха бесчисленные различия: этнические, расовые, языковые, бытовые, нравственные и религиозные. Оно существует потому, что народы Индии при всем своем многообразии создали собственную культуру, или цивилизацию, отличную от других.
Среди обстоятельств, которые вызвали к жизни такой синтез культур, следует упомянуть о приобщении всех индийцев к духовному богатству Вед и других памятников литературы, о роли санскрита как объединяющего элемента культуры, о существовании в стране единой системы классической музыки, а также о наличии общенациональных святынь, без которых невозможно представить саму индийскую культуру. К таким святыням относится река Ганг...
Этой реке посвящено множество песен, в числе которых - гимн в честь Ганга. В нем есть такие слова:
О божественный Ганг, каждый, кто пришел в этот мир, пусть услышит мой возглас: о. Мать Вод!
Река Ганг, которая выходит на просторы равнин Северной Индии, имеет особое мистическое влияние на умы индусов. Ее называют Дасахара («смывающая десять грехов»). Если вы совершите обряд поклонения ей в день, когда она, по преданию, хлынула с небес через скалы и потекла по земле, населенной смертными, Ганг, считают верующие индусы, смоет десять грехов и принесет счастья больше в 100 раз, чем можно было бы достичь тысячекратным совершением обряда жертвоприношения лошади.
В священных городах по Гангу совершаются грандиозные религиозные праздники. Для верующего индуса река Ганг (в Индии ее называют Ганга) подобна матери — «Ганга май», ее считают колыбелью зарождения и расцвета древнейшей цивилизации, которая жива и поныне.
Рожденный в Гималаях Ганг — во многом символ Индии, гораздо больше, чем просто река, ибо Ганг обожествляется по всему его течению от истока до устья как путешествие всего живущего через равнины Индии, чтобы в конечном итоге слиться с океаном. «Прикоснуться к ней, попить из нее воды, совершить в ней омовение при жизни и быть омытым ею после смерти,— значит быть очищенным внутри и снаружи на всю жизнь и вечно» — таково убеждение о сущности и роли реки Ганг у верующего индуса.
Для меня, говорил Джавахарлал Неру, Ганг всегда был символом и памятью прошлого Индии, бегущим в настоящее и вытекающим в великий океан будущего.
У Ганга (1560 миль), который течет через три крупнейших и самых густонаселенных штата: Уттар-Прадеш, Бихар и Западная Бенгалия, множество имен; по сведениям одного индуистского трактата их насчитывается 108, а по другим данным их — тысяча! И хотя Ганг гораздо короче Нила, Амазонки, Миссисипи— Миссури и Янцзы (даже Дунай длиннее Ганга), для индуса нет более великой реки. Именно поэтому расположенные на ее берегах города также считаются священными. Еще более почитаемы, как самые чистые, истоки Ганга в Гималаях.
Поэтому паломничество к истокам Ганга для большинства индийцев считается делом жизненной важности. Наиболее почитаемы обители Бандринатх и Кедарнатх, расположенные в гималайском районе, Гар-хвал по берегам источника реки Ганг. Полагают, что нынешние святыни — Вишну в Бандринатхе и Мукти-линги в Кедарнатхе были установлены великим индуистским философом Шанкарой. В отличие от Бандрипатха (он расположен на высоте 10 300 футов), в который можно добраться на автомобиле, Кедарнатх доступен лишь пешим паломникам, он расположен на высоте 12 000 футов.