Николай Рерих - выдающийся русский художник, философ-мистик, сценограф, путешественник и писатель. Культурное наследие Рериха поистине грандиозно. Настолько, что уместить его в одной статье просто невозможно. Только вдумайтесь! За свою жизнь им было написано свыше 7000 картин!
Но известен он не за свою плодовитость. Современников поражали идеи Рериха. Так, в апреле 1935 года, в США, в Белом доме, был подписан Пакт Рериха... Но в этой статье MAXANTO расскажет вам об восточной экспедиции нашего великого соотечественника.
Итак, с 1923 года начинается грандиозная экспедиция Николая Рериха на Восток. Художника волновала древняя культура Индии и Непала. Тибета и Монголии, Китая и Цейлона. Рерих считал Гималаи великой колыбелью человечества, истоком древнейших философских учений.
В совершенных художественных образах скульптуры и живописи Востока, Рерих видел воплощенный канон — правила красоты и гармонии,— вырабатывавшийся на протяжении многих столетий.
Им была собрана уникальная коллекция бронзовой и каменной скульптуры; прекрасные образцы тибетской живописи —свитки - тан-ка, отразившие не только верования тибетцев, по и древние представления о космогоническом строении мира; ценнейшая коллекция миниатюр разных художественных школ Индии, в том числе монгольской школы. «Пахари» и других. Представляет большой интерес собрание изделий декоративно-прикладного искусства: старинные амулеты, украшения, вышивки, редкие ткани, ковры.
Во время своих многолетних экспедиций Рерих сделал на Востоке много открытий. Он впервые показал миру величественные Гималаи, до Николая Константиновича никто из художников не видел «сердца Гималаев».
Джавахарлалу Неру принадлежит высказывание о том, что Рерих открыл «дух Гималаев» и для самих индийцев.
Рерих воспевал вершины не только как прекрасное явление природы, манящее своей заоблачной высотой. Он дал и символическое их восприятие, видя в них вершины человеческого духа, к которым каждый человек должен стремиться в своей жизни («Снежные вершины», «Священные Гималаи», 1934).
«Снежные вершины», 1934
«Священные Гималаи», 1934
Изображая горы, Рерих сумел передать и символическое звучание цвета — борьбу тьмы и света, олицетворяющую вечное противоборство добра и зла. Он всегда изображал блистательную победу дня над мраком ночи («Святые горы», 1933).
«Святые горы», 1933
Рерих был на редкость «полевым» художником — он писал этюды на небольших картонах, стараясь схватить самые прекрасные мгновения и передать их затем па полотне. За то, как Рерих писал горы, его называли «мастером гор».
В Гималаях, в Тибете Рерих впервые отобразил на полотне тибетскую архитектуру. Ламаистские храмы и монастыри находились в самых высоких и неприступных местах, куда не доходили европейские художники («Гунран», 1933).
Рерих заметил, насколько точно древними строителями был найден архитектурный стиль для такого сложного ландшафта — монастыри и храмы словно кристаллы вырастали из гор. Здесь невозможно разделить, где кончается творение природы и начинается создание рук человека («Обитель покоя», «Монастырь в Тибете», «Горная обитель», 1930-е).
Николай Константинович собрал большой и очень ценный материал по фольклору. Много преданий, сказок и легенд легло в основу его полотен. Вот священный меч Гэсэра («Граница меча», 1930-е) — легенда о Гэсэре гласит, что древний герой явится вновь и уничтожит на земле все силы зла. Как напоминание об этом он оставляет свои знаки, высеченные на скалах. В возвращение Гэсэра верят многие народы, живущие в Гималаях.
Часто Рерих видел в горах изображение будды Майтрейи, в котором народы Востока воплотили мечту о лучшем будущем, о всеобщей справедливости и счастье на земле. Рерих создает серию картин « Майтрейя-победитель».
Он запечатлел и наскальные изображения Майтрейи («Майтрейя», 1932), и высеченные из камня изваяния божества («Ждущий», 1927).
Художника-романтика всегда волнуют образы преданий и легенд. Мать Чингисхана... Одна среди каменной пустыни; словно крылья птицы — ее старинный головной убор («Мать Чингисхана», 1933).
«Мать Чингисхана», 1933
Как ученый, Рерих не мог пройти мимо наскальных рисунков, которые он называл великой библиотекой народов мира («Камни Лахула», 1932).
Очень образно — «державой Рериха» — назвал творчество Николая Константиновича Леонид Андреев. Рерих, действительно, создал свой, особый мир образов, который волнует нас и сегодня. Он верил в воздействие прекрасного на воспитание чувств, и всю свою жизнь посвятил тому, что раскрывал людям глаза на красоту окружающего мира. Он считал, что понимание этой красоты сделает человека чище, лучше, благородней в помыслах и делах, он был и остается истинным духовным Учителем для многих.
Его вдохновительницей, «другиней», «Ладой», спутницей жизни была Елена Ивановна Рерих, о которой Николай Константинович писал: «Творили вместе». Рерих считал, что «птица творчества» имеет два крыла — женское и мужское, на одном крыле лететь нельзя... Вместе они шли к вершинам человеческого духа и вели за собой других. Продолжили их творческие устремления сыновья — всемирно известный востоковед, профессор Юрий Рерих и художник и общественный деятель Святослав Рерих.
Николай Константинович Рерих мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Сначала помешала война, а в 1947 году, когда уже был назначен срок отъезда, он заболел и скончался. В памяти людей Рерих навсегда останется не только большим художником, общественным деятелем и ученым, но и патриотом своей Родины, которую он любил беззаветно.
Николай Константинович Рерих был последовательным борцом за мир, за сохранение культурных ценностей, духовных богатств, накопленных человечеством за тысячелетия. Им было предложено охранительное Знамя Мира — Красный Крест Культуры, как называл его Рерих, на котором изображены круг, символизирующий вечность и внутри него три шара (символ трех времен: прошедшего, настоящего и будущего, и символ трех стихий — земли, воды и воздуха, а также символ единства науки, искусства и философии). Этот знак, взятый Рерихом из наследия древнего Востока, стал для многих народов в наши дни символом борьбы за охрану памятников культуры, за мир во всем мире.
Прекрасны слова Н. К. Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию — культурой духа; творить и создавать».
подготовлено по материалам О.В.Румянцевой